Характеристика на ребенка 2 3 лет образец


Приведено с некоторыми сокращениями

На протяжении 3-го года жизни в развитии ребенка происходят дальнейшие значительные изменения, и ребенок 2 лет 8 мес - 2 лет 10 мес резко отличается по своему поведению и развитию от ребенка 2 лет 3-4 мес.
При воспитании и обучении детей необходимо учитывать эти происходящие сдвиги и своевременно соответственно изменять воспитательные приемы.
Уровень развития ребенка к 3 годам зависит от того: 1) что приобрел ребенок за предыдущие два года и 2) как будет организовано его воспитание, чему будут обучать его на протяжении 3-го года жизни. Большую роль оказывают также ярко выраженные индивидуальные особенности ребенка.
На 3-м году жизни продолжается довольно интенсивное нарастание массы и роста. Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего ребенок становится физически более выносливым. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности - повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего активное бодрствование удлиняется до 6 - 6 1/2 ч.
Увеличивается выносливость корковых клеток, поэтому ребенок уже может заниматься одним и тем же делом значительно дольше. Повышается регулирующая роль коры головного мозга, ребенок может иногда сдерживаться, не плакать, даже если ему больно, или увлекшись слушанием рассказа или книжкой, забыть о желании есть и т. п. Условнорефлекторные связи формируются значительно быстрее. Иногда достаточно 1-2 показов, объяснений, чтобы ребенок запомнил новое слово, какое-либо правило в детской игре и т. п.
Происходит дальнейшее развитие тормозных процессов. Ребенок значительно легче может спокойно подождать, пока взрослый занят и не сразу может удовлетворить его просьбу и т. п. Вследствие несколько большей подвижности нервных процессов легче происходит приспособление к различным изменениям и новым условиям жизни. Дети, поступающие в детское учреждение после 2 лет, сравнительно быстрее привыкают к новому режиму и общему укладу жизни учреждения.
Однако все же и в этом возрасте дети не способны на длительное ожидание, не могут долго сидеть или сохранять одну и ту же позу. Ребенок быстро утомляется от однообразных действий и движений. Он легко возбуждается. Ребенку еще трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить интересную игру, чтобы пойти есть.
Сравнительно быстро формирующиеся привычки не прочны, не устойчивы, требуют частого подкрепления.
Развитие движений . На протяжении 3-го года жизни продолжается улучшение качества общих движений (ходьба, бег, лазание, бросание) все большей согласованности и умения управлять своими движениями в соответствии с окружающими условиями. Шаги при ходьбе становятся более равномерными, постепенно исчезают лишние движения, которые ребенок при ходьбе делал раньше. Движения ребенка становятся более координированными. Ребенок может легко пройти по ограниченной поверхности, например, по узкой доске, изменить темп ходьбы по звуковому сигналу, под музыку ускорить, замедлить движение или сразу остановиться, а также попасть мячом в цель и т. п. На 3-м году жизни совершенствуются и движения рук - при правильном воспитании ребенок почти самостоятельно может одеться, раздеться, умыться; овладевает тонкими движениями кисти рук и пальцев; начинает владеть карандашом, застегивать пуговицу, пускать волчок и т. п. Вследствие этого ребенок становится не только более подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевании, игре, занятиях.
Развитие речи и мышления . Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитие и повышение роли речи на все поведение ребенка, развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Овладение речью и развивающиеся мыслительные процессы оказывают влияние на все психическое развитие и поведение детей этого возраста. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью.
Прежде всего совершенствуется понимание речи окружающих. Ребенок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает; что связано с его переживаниями. С ним можно говорить о его прошлых впечатлениях. Он говорит, что будет делать, куда пойдет. Например, ребенок 2 лет 5 мес, обращаясь к взрослому, говорит: «Договорились, сначала я морковку съем, а потом будем с тобой в лото играть».
Быстро растет и развивается словарь - до 1000-1200 слов. Ребенок употребляет почти все части речи. Ребенок 3 лет употребляет распространенные предложения, даже и придаточные. Значительно совершенствуется произношение, но все же не все дети овладевают к 3 годам правильным произнесением звука «р» и шипящих, естественным еще является и перестановка звуков в словах.
Под влиянием развития речи меняется и характер общения со взрослыми и детьми. Общение становится речевым. Все свои просьбы, обращения не только ко взрослым, но и к детям, ребенок выражает словами.
С развитием речи развивается и мышление. Дети начинают устанавливать причинную зависимость отдельных наблюдаемых ими явлений «надо подуть, тогда вода быстро остынет», делают сравнения «снег белый, как сахар», появляются и такие формы мышления, как суждения, умозаключения «мальчики мамы не бывают», «творог не остывает, потому что не горячий», «холодно, надо потопить печку» (2 года 8 мес), «кукла не может ходить, а дети могут» (2 года 11 мес).
Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Обобщенное значение приобретают не только слова, обозначающие предметы и действия; дети начинают выделять и обобщать качества; свойства предметов.
Например, на вопрос: «кто летает?» ребенок 2 лет 9 мес отвечает: «птичка летает, муха летает, самолет летает, а еще пчелка летает», ребенок 2 лет 11 мес говорит: «яблочко красное, флажок тоже красный, а у Зины платье красное». Обобщенное значение приобретают такие слова, как, например, игрушки. На вопрос: «какие у тебя дома есть игрушки?» - ребенок говорит: «мячик, кукла, паровоз, лошадка» и др.
Потребность в общении . Растет потребность в общении со взрослым для удовлетворения увеличивающейся любознательности, познавательной потребности ребенка как средства получения информации. Вследствие этого увеличивается инициативное речевое обращение ребенка. Дети задают много вопросов: «как», «где», «куда», «почему?», «а куда он ушел?», «А как он сделал?», «где лопатка?».
Вследствие высокого уровня понимания речи к 3 годам речь взрослого становится средством познания, так как ребенок может понять рассказ или объяснение взрослого о каком-либо явлении, которого ребенок и не воспринимал. Повышается речевая активность - дети много говорят во время игры и занятий, сопровождая речью свои действия, часто даже ни к кому не обращаясь. Ребенок легко запоминает небольшие стихи, песенки, во второй половине 3-го года может уже пересказать по вопросам слышанную сказку или рассказ.
Ребенок любит разговаривать и слушать рассказы. Речь становится самостоятельным видом деятельности.
Развитие наблюдения . Более стойким становится интерес к окружающему, который превращается в особый вид деятельности - наблюдение. Наблюдение, т. е. чувственное познание окружающего, является, по выражению И. М. Сеченова, «источником возникновения мысли». Наблюдая, дети часто обращаются к взрослому за разъяснением непонятного, начинают сравнивать: «коза ест траву, а детки суп», устанавливать связь видимого с прошлым, высказывают свои примитивные суждения. Большой интерес проявляют дети к рассматриванию картинок, книжек. Их очень интересуют трудовые действия взрослых и они проявляют большую радость, если им поручают принять в этом участие (подержать молоток, сделать из куска теста лепешку, полить цветок и др.).
Сенсорное развитие . В процессе разнообразной деятельности происходит дальнейшее сенсорное развитие. Большое место в деятельности ребенка продолжает занимать предметная деятельность, но отношение ребенка к своим действиям уже несколько иное - ребенок либо настойчиво добивается получения определенного результата, либо эти действия носят характер экспериментирования. Производя различные действия, ребенок как бы исследует предмет и его свойства.
Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Ребенок уже в первом полугодии не только воспроизводит показанные ему взрослыми постройки, но пытается сам строить знакомые ему предметы. Во второй половине 3-го года начинает рисовать, лепить, т. е. развиваются начальные этапы изобразительной деятельности.
Все большее значение в деятельности ребенка начинает занимать сюжетная игра. На протяжении 3-го года жизни содержание такой сюжетной игры усложняется, в ней дети отображают действия людей, содержание рассказов и показываемых инсценировок. Ребенок легко отображает то, что видел всего один раз, вследствие чего игра становится разнообразнее и содержательнее.
Отображение в игре впечатлений окружающей среды вследствие более тонкого восприятия у детей 2 1/2 лет становится все более детальным, более точным. Между отдельными действиями устанавливаются логические связи, увеличивается и количество используемых детьми предметов. То или иное содержание игры ребенка все чаще определяется не непосредственной ситуацией, не тем, что находится сейчас в поле зрения (как это было на 2-м году), а прошлым опытом на основе памяти, по предварительному замыслу.
Во второй половине 3-го года жизни начинается ролевая игра. Ребенок, играя, берет на себя определенную роль, изображая кого-то. Например, он уже не просто воспроизводит ряд действий, виденных им при наблюдении за работой столяра или фотографа, но как бы перевоплощается в столяра, фотографа, заявляя: «я дядя Коля» (имя столяра).
Играя, дети обозначают сделанное ими, «дом построил» или «смотри, много яблочков сделал», а позже и заранее определяют, что именно будут делать и, сказав сначала «я самолет нарисую», ребенок старается нарисовать именно самолет.
С конца 2-го года жизни у детей начинает развиваться воображение. Дети, играя, дополняют недостающий для игры предмет каким-либо другим, которому они придают воображаемое значение: деревянный брусок используют, как мыло, палочку - как термометр, стул вместо машины и т. д. В появляющихся в конце 3-го года жизни ролевых играх ребенок начинает воображать, что он «бабушка» или «тетя Катя» (воспитательница). Предметам дети приписывают воображаемые состояния, качества: «она больна», «она не слушается мамы». Дети придают предметам воображаемые свойства, функции в соответствии с содержанием своей игры и правильно обозначают свои воображаемые действия.
При правильном воспитании в этом возрасте общение детей друг с другом возникает чаще и приобретает более разнообразные и более сложные формы. Они выражают сочувствие плачущему ребенку («не плачь, скоро мама придет»), помощь советом при затруднениях («ты не так, надо вот так»). Они понимают состояние другого «он к маме хочет»,- говорит ребенок, объясняя сестре плач вновь поступившего в ясли мальчика; делятся игрушками, обращаются друг к другу с просьбой, делятся впечатлениями, показывают результаты своих действий («смотри, какой у меня гараж»), выражают свое отношение к действиям другого («зачем ты сломал, нехорошо так»), помогают.
Формируется и избирательное отношение к детям, начинают складываться «детские коллективы» (хотя они пока еще неустойчивы и малочисленны), когда тот или иной ребенок предпочитает играть с каким-то определенным ребенком или даже с 2-3 детьми.
При частом и ласковом общении взрослых с детьми у них создаются любовь и привязанность к близким, они проявляют сочувствие, если видят на лице выражение страдания, боли. Дети охотно помогают воспитательнице, если она говорит, что ей тяжело что-то сделать или она не может что-то достать. Сначала по словесному предложению, а затем и самостоятельно они приносят стул, чтобы вошедший взрослый сел, и говорят: «садись». Увидя тихо передвигающуюся старушку, ласково, с сожалением в голосе говорят: «она старенькая».
Дети очень часто скучают, а некоторые даже тяжело переживают, если их надолго отрывают от близких, по-прежнему очень нуждаются в ласке, внимании взрослых к их деятельности, радуются, когда взрослые одобряют их действия.
Развитие чувств . Развиваются и становятся очень разнообразными и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, смущение, чувство привязанности, отзывчивости, обиды, страх. При правильном воспитании у детей на 3-м году развивается и эстетическое чувство. Они, например, с явно выраженным удовольствием слушают инструментальную музыку и пение, еще и еще раз просят повторить понравившийся стишок. Дети замечают красивое в природе, обстановке, одежде: «посмотри, какой красивый цветок», «зачем сняла бант, некрасиво так». Они выражают неудовольствие к грязному, поломанным вещам: «не хочу эту куклу, у нее нет ручки». Начинают понимать комическое, юмор, например громко смеются при виде наряженной в платье танцующей дрессированной собачки или увидя на картинке кошку, играющую на рояле.
Сложнее становятся и поводы эмоциональных переживаний. Дети радуются удачному результату своих действий (построил красивый дом), довольны, когда их похвалил взрослый, смущаются, если взрослый заметил, что он обидел маленького, огорчаются, не умея что-то сделать и др. Например, вновь поступивший ребенок 2 лет 9 1/2 мес, видя, как все дети хорошо сами раздеваются, плачет с чувством обиды. На вопрос, почему он плачет говорит: «да, меня мама не научила раздеваться. Я так не умею».
Итак, в течение 3-го года жизни происходит также много новых качественных изменений в развитии и поведении ребенка. Достигнуть же высокого уровня развития можно лишь при правильной организации всей жизни детей, их деятельности и обучения и воспитания. Опираясь на уровень развития, достигнутый к 2 годам, нужно продолжать дальнейшее физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
Данные задачи осуществляются так же, как и в раннем возрасте, путем правильного режима, методически правильного проведения кормления и гигиенических процедур, правильной организации и руководства самостоятельной деятельностью детей и проведением занятий.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастная характеристика детей 2-3 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении

Физическое развитие
Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

Социально-личностное развитие
У 2 летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам». Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами - заместителями. Для детей 3х летнего возраста игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

Познавательно-речевое развитие
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В сфере познавательного развития восприятия окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания - очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или что наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Художественно-эстетическое развитие
В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе с взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.


На 3-м году жизни продолжается довольно интенсивное нарастание массы и роста. Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего ребенок становится физически более выносливым. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности - повышается работоспособность нервной системы. Ребенок уже может заниматься одним и тем же делом значительно дольше, может иногда сдерживаться, не плакать, даже если ему больно. Условно-рефлекторные связи формируются значительно быстрее. Иногда достаточно 1-2 показов, объяснений, чтобы ребенок запомнил новое слово, какое-либо правило в детской игре и т. п.
Развитие движений . На протяжении 3-го года жизни продолжается улучшение качества общих движений (ходьба, бег, лазание, бросание) все большей согласованности и умения управлять своими движениями в соответствии с окружающими условиями. Совершенствуются и движения рук - при правильном воспитании ребенок почти самостоятельно может одеться, раздеться, умыться; овладевает тонкими движениями кисти рук и пальцев; начинает владеть карандашом, застегивать пуговицу, пускать волчок и т. п.

Развитие речи и мышления . Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитие и повышение роли речи на все поведение ребенка, развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Совершенствуется понимание речи окружающих, быстро растет и развивается словарь - до 1000-1200 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, совершенствуется произношение. Общение становится речевым.

С развитием речи развивается и мышление. Дети начинают устанавливать причинную зависимость отдельных наблюдаемых ими явлений. Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия.

Потребность в общении . Растет потребность в общении со взрослым для удовлетворения увеличивающейся любознательности, познавательной потребности ребенка как средства получения информации. Вследствие этого увеличивается инициативное речевое обращение ребенка. Дети задают много вопросов: «как», «где», «куда», «почему?», «а куда он ушел?», «А как он сделал?», «где лопатка?». Речь взрослого становится средством познания. Повышается речевая активность - дети много говорят во время игры и занятий, сопровождая речью свои действия, часто даже ни к кому не обращаясь. Ребенок легко запоминает небольшие стихи, песенки, во второй половине 3-го года может уже пересказать по вопросам слышанную сказку или рассказ. Речь становится самостоятельным видом деятельности.
Развитие наблюдения . Более стойким становится интерес к окружающему, который превращается в особый вид деятельности - наблюдение. Большой интерес проявляют дети к рассматриванию картинок, книжек. Их очень интересуют трудовые действия взрослых и они проявляют большую радость, если им поручают принять в этом участие (подержать молоток, сделать из куска теста лепешку, полить цветок и др.).
Сенсорное развитие . В процессе разнообразной деятельности происходит дальнейшее сенсорное развитие. Большое место в деятельности ребенка продолжает занимать предметная деятельность, но отношение ребенка к своим действиям уже несколько иное - ребенок либо настойчиво добивается получения определенного результата, либо эти действия носят характер экспериментирования. Производя различные действия, ребенок как бы исследует предмет и его свойства.
Все большее значение в деятельности ребенка начинает занимать сюжетная игра. На протяжении 3-го года жизни содержание такой сюжетной игры усложняется, в ней дети отображают действия людей, содержание рассказов и показываемых инсценировок.

С конца 2-го года жизни у детей начинает развиваться воображение. Дети, играя, дополняют недостающий для игры предмет каким-либо другим, которому они придают воображаемое значение: деревянный брусок используют, как мыло, палочку - как термометр, стул вместо машины и т. д. В появляющихся в конце 3-го года жизни ролевых играх ребенок начинает воображать, что он «бабушка» или воспитательница.

При правильном воспитании в этом возрасте общение детей друг с другом возникает чаще и приобретает более разнообразные и более сложные формы. Они выражают сочувствие плачущему ребенку; делятся игрушками, обращаются друг к другу с просьбой, делятся впечатлениями, показывают результаты своих действий («смотри, какой у меня гараж»), помогают.
Формируется и избирательное отношение к детям, начинают складываться «детские коллективы» (хотя они пока еще неустойчивы и малочисленны). Развитие чувств . Развиваются и становятся очень разнообразными и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, смущение, чувство привязанности, отзывчивости, обиды, страх. При правильном воспитании у детей на 3-м году развивается и эстетическое чувство. Дети замечают красивое в природе, обстановке, одежде: «посмотри, какой красивый цветок».

Основными видами деятельности на 3-м году являются:

1) движения и подвижная игра;

2) ориентировочно-познавательная деятельность, наблюдение;

3) сюжетная игра (отобразительная и ролевая);

4) речевая деятельность - речевое общение, пение и др.;

5) строительная игра и начало конструктивной деятельности;

6) дидактическая игра;

7) начальные этапы изобразительной деятельности;

8) практическая деятельность и трудовые действия. Наряду с этим

сохраняется и предметная деятельность.

Итак, в течение 3-го года жизни происходит также много новых качественных изменений в развитии и поведении ребенка. Достигнуть же высокого уровня развития можно лишь при правильной организации всей жизни детей, их деятельности и обучения и воспитания. Опираясь на уровень развития, достигнутый к 2 годам, нужно продолжать дальнейшее физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Возрастная характеристика детей 2-3 лет

Физическое развитие

Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

Социально-личностное развитие

У 2-летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам». Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами - заместителями. Для детей 3х летнего возраста игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

Познавательно-речевое развитие

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания - очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Художественно-эстетическое развитие

В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий.

В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.

Поделиться: