Компенсирующие детские сады. Специализированные детские сады

Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции существуют для различных групп детей: Для детей с задержкой психического развития; для детей с туберкулезной интоксикацией; для часто болеющих детей; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для детей с нарушением слуха; для детей с нарушением речи; для детей с нарушением зрения; для детей с нарушением интеллекта. Функционируют такие ДОУ с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Для этого в учреждениях создаются специальные условия: сауна, бассейн, фито-бар, тренажерный зал, физиотерапевтический, стоматологический и массажный кабинеты и др.

Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», и на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Пройдя медицинскую комиссию, состоящую из врачей районной поликлиники (педиатр, невропатолог, оротопед, стоматолог, окулист, лор, логопед), по месту жительства ребенка, и оформив все необходимые документы, мальчики или девочки могут быть оформлены в детский сад. Это относится к детям, которые должны попасть в массовые ДОУ, и соответственно не имеют ярко выраженных ограничений жизнедеятельности. Если же малыш сильно отстает в развитии, имеет сенсорные нарушения (слепота или ослабленное зрение, глухота), нарушения опорно-двигательного аппарата или какие-то другие нарушения, то он обязательно должен пройти осмотр всех основных врачей-специалистов, и, кроме того, психиатра (в возрасте после трех лет) или психолога. При этом данная процедура является обязательной для приема ребенка в коррекционный детский сад. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями.

Коррекционно-развивающее обучение в условиях коррекционных ДОУ является педагогической системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении и развитии.

Характерными особенностями системы коррекционно-развивающего обучения и подготовки к школе детей в ДОУ компенсирующего вида являются:.

1. Наличие диагностико-консультативной службы, работающей на основе междисциплинного взаимодействия. Эта служба представлена тремя уровнями:

Межведомственные постоянно действующие ПМПК (комиссии);

Окружные (кустовые) ПМПК на базе образовательных учреждений общего и коррекционного типов;

Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (школьных и дошкольных).

2. Вариативность образования: обеспечение вариативными учебными планами, образовательными и коррекционными программами, в том числе разноуровневыми по содержанию и срокам обучения.

3. Активная интеграция учащихся в общеобразовательные традиционные классы из коррекционно-развивающих дошкольных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения.

4. Существенное внимание должно быть уделено профилактике школьных трудностей. В дошкольных учреждениях могут создаваться группы для детей с задержкой психического развития с целью подготовки их к школе.

Реализация системы коррекционно-развивающего обучения предполагает непрерывность реабилитационного процесса: обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения на начальной (I) ступени обучения

Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе идет по 9 основным направлениям:

1. Развитие игровой деятельности;

2. Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение активного и пассивного словарного запаса, развитие связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонематического строя речи;

3. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

4. Развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

5. Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

6. Формирование математических представлений;

7. Развитие ручной умелости и подготовки руки к овладению письмом;

8. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

ДОУ компенсирующего вида по своим целям и задачам призвано реализовывать особые потребности детей. В отношении старших дошкольников данные учреждения осуществляют подготовку к школе с максимальным учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка.

Специализированные детские сады (компенсирующего вида ) предназначены для детей, имеющих определенные проблемы со здоровьем. Чтобы устроить ребенка в подобный садик нужно приложить ряд усилий, однако результат того стоит, потому что программа детского сада компенсирующего вида разработана с учетом тех или иных проблем и направлена на их устранение.

Кому нужно ходить в специализированный детский сад

Детям, страдающим некоторыми заболеваниями и нуждающимся в определенном уходе и специальных занятиях. Именно это и предлагают детские сады компенсирующего вида. Конечно, вы можете отдать ребенка и в обычный детских сад рядом с домом, но там дополнительные потребности вашего ребенка не будут удовлетворены.

Итак, специализированные детские сады бывают следующих видов:

  • Детский сад для частоболеющих детей – как следует из названия, это садик для тех, кто часто болеет. Решение о направлении ребенка в такой детский сад принимает педиатр на основании того, как часто ребенок болел за прошедший год.
  • Логопедический детский сад предназначен для детей с задержкой речевого развития и прочими логопедическими проблемами. Направление в детский сад дает логопед.
  • Детский сад для детей с нарушением зрения могут посещать дети со слабым зрением, астигматизмом, косоглазием и т.д. Направление в детский сад можно получить у окулиста.
  • Ортопедический детский сад подойдет детям с деформацией грудной клетки, врожденными вывихи и подвывихами бедер, поясничным сколиозом, Х-образными и У-образными ногами. Направление можно получить у ортопеда.
  • В детский сад для детей с нарушением слуха набирают глухих и слабослышащих детей.
  • В детский сад для детей с задержкой психического развития принимают детей с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) в результате травмы, перенесенного заболевания или обусловленная наследственностью. Для того чтобы попасть в детский сад вам потребуется заключение невролога (или психиатра), окулиста, логопеда и отоларинголога.
  • Детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предназначен для детей с ограниченными двигательными функциями. Это дети, страдающие ДЦП, параличом, кривошеей. В детских садах этого типа проводится комплексная коррекционная работа, направленная на формирование двигательных функций. Дети с вышеперечисленными диагнозами нуждаются в специальном медицинском наблюдении, поэтому в обычный детский сад их не примут. Направление в детский сад должен выписать ортопед и невролог.

Как попасть в специализированный детский сад

Порядок приема в специализированные сады отличается от приема в обычные. Первое, что вам понадобится – направление от врача. Затем с этим направлением и самим ребенком (в обязательном порядке) вы пойдете в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия вынесет заключение о целесообразности посещения ребенком специализированного детского сада, и, если это заключение положительное, вы отправляетесь с ним прямо к заведующей.

Как было сказано выше, возможность посещать специализированный детский сад стоит того, чтобы приложить определенные усилия. Во-первых, группы в специализированных садах значительно меньше, чем в обычных садиках, - 7-15 человек. Соответственно воспитатели уделяют детям больше внимания. А во-вторых, посещая специализированный детский сад, ваш ребенок получит именно то, что ему необходимо.

Есть у специализированных садиков и минусы, связанные с тем, что они не всегда находятся в зоне шаговой доступности. Иногда малыша приходится вести на другой конец города. Именно поэтому многие детские сады компенсирующего вида имеют круглосуточную группу. Однако не каждый родитель готов расставаться с малышом так надолго.

Одним словом, где плюсы, там и минусы. А что перевешивает, решать, разумеется, вам.

Светлана Музыченко специально для www.сайт.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Комментарии

Kinderok Чт, 08/09/2011 - 16:15

Людмила , обсудите ваши опасения с ортопедом, направившим вас в эту группу, возможно, ваш ребенок мог бы посещать обычную или другую специализированную группу.

Отдавая ребенка в детский сад, каждая мама думает не только об удобстве расположения дошкольного учреждения, но и старается сделать так, чтобы малышу было в нем комфортно. Сегодня существуют разные виды детских садов, и порой выбрать родителям бывает очень непросто. Какие типы детских садиков готова предложить система образования и не только?

Виды учреждений

Многие виды детских садов мамы знают не понаслышке:

  • Муниципальный сад это сад общеразвивающего типа, обучение в нем идет по общегосударственной программе. Это самый бюджетный вариант садика, однако многочисленные очереди позволяют немногим отдать туда своих детей.
  • Ведомственный сад более дорогой вариант. Как правило, он делится на 2 группы. В одной воспитываются дети сотрудников предприятия, оплачивающего услуги детсада, а другая - платная для всех желающих. Внимание и спектр услуг в таком дошкольном заведении, конечно, лучше.
  • Домашний сад - это небольшая группа детей, воспитателем в которой является частное лицо. Обычно это многодетные мамы или педагоги, решившие открыть свое дело. Такие группы немногочисленны, в них всего 5-8 человек, что позволяет уделить время каждому ребенку. Оплата в таких садиках намного выше. Обучение идет по индивидуальной программе.
  • Детский сад семейного типа - в основе многодетная семья, которая прикрепляется к муниципальному садику, получает от него материальную и методическую помощь. По желанию в такой детский садик могут поступить и дети из других семей. Однако следует учесть, что воспитатель в нем не является профессионалом.

Кроме муниципального садика, остальные представляют собой платный вариант и не всегда выгодны родителям. Кроме того, при отсутствии контроля со стороны государства сложно проследить, чем занимаются с детьми в частных детсадах.


Компенсирующий или комбинированный?

Эти два типа детских садов родители часто путают. Что значит - компенсирующий и комбинированный? Чем они отличаются от обычных?

Компенсирующий

Пожалуй, стоит начать с компенсирующего, поскольку детский сад комбинированного вида представляет собой более широкое направление.

В детском саду компенсирующего вида воспитываются дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем или отклонения в развитии. Это могут быть плохое зрение, нарушение речи, опорно-двигательного аппарата и другие.

Детский сад компенсирующего вида действует по индивидуальной программе, которая составляется для каждого ребенка. Цель - уменьшить влияние заболевания и максимально развить детей. Иногда это действительно удается настолько, что ребенок может продолжить обучение в обычной школе.

В детском саду компенсирующего типа с детьми проводится больше занятий, в частности со специалистами разных областей педагогики и медицины.

Однако попасть в сад компенсирующего вида довольно сложно. Нужно сначала пройти осмотр у специалиста, по профилю которого ребенка будут определять в садик. После этого следует медицинская комиссия. Если она считает, что ребенку нужно индивидуальное воспитание и обучение, то дает разрешение на поступление в сад компенсирующего вида.

В очередь в такой садик не ставят! Дети определяются в него только по направлению медкомиссии!

Комбинированный

Совсем другое дело - сад комбинированного вида. В нем есть группы разной направленности. Это могут быть общеразвивающие группы, оздоровительные или компенсирующего типа, где дети получают дополнительные услуги.

Идея садика комбинированного типа состоит в том, что дети учатся общаться со сверстниками, учиться уважать патологии и относиться к ним с пониманием.

Набор воспитанников в группы происходит по-разному. Так, в общеразвивающую группу дети поступают в порядке очереди. Для оздоровительной или компенсирующей группы требуется заключение врача.

Детский сад комбинированного вида обычно больше ценится родителями. Поскольку в нем присутствуют дети, требующие особого внимания, занятия с логопедами и другими коррекционными специалистами проводятся чаще, чем в других садиках.

Кроме обычных воспитателей, садик комбинированного типа набирает педагогов по лечебной физкультуре, дефектологов, врачей. Это позволяет оказывать малышам квалифицированную помощь.

Разобравшись, какие бывают виды детских садов, родители теперь смогут решить, куда отдать своего ребенка. К сожалению, не всегда в желаемом садике есть место. Численность детей растет, муниципальные детские сады уже не справляются с такой нагрузкой. Платные детские сады постепенно становятся палочкой-выручалочкой. Но при наличии патологии у детей помочь может только детский сад комбинированного или компенсирующего типа.

Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции существуют для различных групп детей: Для детей с задержкой психического развития; для детей с туберкулезной интоксикацией; для часто болеющих детей; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для детей с нарушением слуха; для детей с нарушением речи; для детей с нарушением зрения; для детей с нарушением интеллекта. Функционируют такие ДОУ с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Для этого в учреждениях создаются специальные условия: сауна, бассейн, фито-бар, тренажерный зал, физиотерапевтический, стоматологический и массажный кабинеты и др.

Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании», и на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Пройдя медицинскую комиссию, состоящую из врачей районной поликлиники (педиатр, невропатолог, оротопед, стоматолог, окулист, лор, логопед), по месту жительства ребенка, и оформив все необходимые документы, мальчики или девочки могут быть оформлены в детский сад. Это относится к детям, которые должны попасть в массовые ДОУ, и соответственно не имеют ярко выраженных ограничений жизнедеятельности. Если же малыш сильно отстает в развитии, имеет сенсорные нарушения (слепота или ослабленное зрение, глухота), нарушения опорно-двигательного аппарата или какие-то другие нарушения, то он обязательно должен пройти осмотр всех основных врачей-специалистов, и, кроме того, психиатра (в возрасте после трех лет) или психолога. При этом данная процедура является обязательной для приема ребенка в коррекционный детский сад. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями.

Коррекционно-развивающее обучение в условиях коррекционных ДОУ является педагогической системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении и развитии.

Характерными особенностями системы коррекционно-развивающего обучения и подготовки к школе детей в ДОУ компенсирующего вида являются:.

1. Наличие диагностико-консультативной службы, работающей на основе междисциплинного взаимодействия. Эта служба представлена тремя уровнями:

Межведомственные постоянно действующие ПМПК (комиссии);

Окружные (кустовые) ПМПК на базе образовательных учреждений общего и коррекционного типов;

Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (школьных и дошкольных).

2. Вариативность образования: обеспечение вариативными учебными планами, образовательными и коррекционными программами, в том числе разноуровневыми по содержанию и срокам обучения.

3. Активная интеграция учащихся в общеобразовательные традиционные классы из коррекционно-развивающих дошкольных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения.

4. Существенное внимание должно быть уделено профилактике школьных трудностей. В дошкольных учреждениях могут создаваться группы для детей с задержкой психического развития с целью подготовки их к школе.

Реализация системы коррекционно-развивающего обучения предполагает непрерывность реабилитационного процесса: обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения на начальной (I) ступени обучения

Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе идет по 9 основным направлениям:

1. Развитие игровой деятельности;

2. Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение активного и пассивного словарного запаса, развитие связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонематического строя речи;

3. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

4. Развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

5. Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

6. Формирование математических представлений;

7. Развитие ручной умелости и подготовки руки к овладению письмом;

8. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

ДОУ компенсирующего вида по своим целям и задачам призвано реализовывать особые потребности детей. В отношении старших дошкольников данные учреждения осуществляют подготовку к школе с максимальным учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка.

Поделиться: