Орудия труда в старину. История русской материальной культуры(3)

Лемехи (2 экз.) (рис. 57, 1-2 ) представляют собой крупные симметричные железные пластины с развитыми плечиками лопасти и овальной несомкнутой трубицей. По отношению длины к ширине лемехи относятся к булгарскому типу, бытовавшему в XI-XIV веках (Краснов, 1979. Рис. 5, 7; Культура Биляра, 1985. Табл. 1).

Плужный резец – чересло (5 экз.) (рис. 57, 3-7 ) сделан из крупного железного бруска с плоским боковым лезвием. Датируются они широким периодом – с X по XVIII век (Культура Биляра, 1985. С. 16; Краснов, 1978). Наличие плужных лемехов с череслами свидетельствует о появлении усовершенствованных плугов, возможно с колесным передком (Древняя Русь, 1985. С. 223).

Другим сельскохозяйственными орудиями труда являются железные серпы и косы.

Серпы (25 экз.) (рис. 58). Для крепления рукоятки у серпов имеется черешок с загнутым концом. Угол между ним и начальной частью клинка менее 180 0 . В то же время есть два серпа с запяточкой, как у кос, и зубчатым лезвием. Длина клинка серпов укладывается в пределах от 18 до 30 см, высота лезвия равна примерно половине длины клинка. Максимальный изгиб расположен ближе к рукояти, хотя есть и серпы с изгибом в середине клинка. Среди особенностей серпов можно отметить наличие пяточки на трех серпах при переходе от черешка к клинку, наличие долов на одной из сторон (4 экз.), зубчики или насечка на лезвии (6 экз.) и расплющенные острия (6 экз.).

Один серп с Золотаревского городища был подвергнут металлографическому анализу в Пензенском политехническом институте Б.А. Путюниным и А.С. Фоминым, в результате чего было установлено:

1. Материал серпа – простая малоуглеродистая сталь с большим содержанием фосфора.

2. Микроструктура состоит из крупных полиэдров, феррита и включений шлака, имеющего собственную структуру.

3. По наличию шлака и крупнокристаллическому строению металла можно предположить, что это кричная сталь, кованная при высокой температуре.

Серпы по своим пропорциям относятся к булгарскому типу (Левашова, 1956. С. 73) и схожи по размерам (Культура Биляра, 1985. С. 21).

Косы (7 экз.) (рис. 59, 1-7 ) относятся к типу кос-горбуш и отличаются тем, что вместо черенка, как у серпов, у них запяточка, а также большие размеры и иная форма клинка. Длина лезвия до 45 см, изгиб клинка расположен возле рукоятки, ширина лезвия до 4 см. На двух косах с одной стороны имеются долы, как на серпах. В отличие от древнерусских кос, у золотаревских нет пяточки при переходе от черешка к лезвию, и в то же время на новгородских косах также встречаются долы, характерные для XI-XIII веков (Колчин, 1959. Рис. 58).

Хомутики (84 экз.) (рис. 60) сделаны в виде овального кольца из упругой железной пластины с заостренными и завернутыми в трубочку концами. На некоторых хомутиках в трубочки вставлены колечки (14 экз. с одним колечком, 4 экз. с двумя колечками). На одном колечко стягивает концы хомутика. Целыми сохранились лишь 32 экземпляра. Среди особенностей можно отметить точечный орнамент в виде зигзагов (6 экз.) и различное сечение пластин. Один хомутик сделан из согнутого в обруч ножа.


В таком количестве они встречены только на Золотаревском поселении. На других памятниках они встречаются редко, и многие считают их браслетами для рук. Действительно, в дьяковских памятниках встречаются колечки на концах браслетов, но бронзовых и витых (Розенфельд, 1982. Рис. 19).

На наш же взгляд, хомутики использовались для скрепления косы-горбуши с рукояткой.

Орудия переработки урожая представлены обломками каменных жерновов.

Жернова (7 экз.) (рис. 61) – круглые каменные диски – по своему устройству и применению относятся к ручным мельницам. Большинство обломков происходят от нижних камней, на что указывает их массивность и углубление к центру. Диаметр камней в среднем равен 45-50 см. В центре имеется отверстие диаметром около 3-4 см. Верхняя часть камней сильно стерта от длительного пользования.

Подобные мельницы использовались в районах развитого земледелия: на Руси (Рыбаков, 1948), в Волжской Булгарии (Йовков, 1976).

Лопата (1 экз.) (рис. 57, 8 ) была деревянной, и от нее сохранилась лишь железная оковка лезвия, как и в Новгороде (Колчин, 1959. Рис. 62).

Кроме земледельческих орудий труда встречаются детали рыболовных снастей (крючки, остроги), сделанные из железа.

Крючки (10 экз.) (рис. 59, 8-17 ) имеют довольно крупные размеры. Длина их равна 5-9 см, что свидетельствует о ловле крупной рыбы. По форме крючки делятся на два варианта:

1. Крючки с бородкой и петлей на противоположном конце (6 экз.). Радиус изгиба – 1-1,5 см, что говорит об их применении на жерлицах, донках, закидушках (Культура Биляра, 1985. С. 284; Древняя Русь, 1985. С. 227).

2. Крючок с двумя жалами, без бородок и петель на другом конце (1экз.) (рис. 59, 17 ). Радиус изгиба – 0,8 см. По мнению Т.Н. Никольской, эти крючки служили «кошками» для вытаскивания сетей (Никольская, 1987. С. 126), а по мнению М.В. Седовой – это коптильные крючки (Седова, 1978. Табл. 14; Седова, 1997. Рис. 21). Подобная форма известна с середины I тысячелетия н.э. и встречена как на селище Таранцево (на Северском Донце), в слое, датируемом VII – серединой VIII века (Берестнев, 1991. Рис. 1), так и на древнерусских поселениях X-XIII веков (Никольская, 1987. Рис. 66).

Посуда

Посуда керамическая представлена многочисленными сосудами гончарной и лепной выделки. В основе анализа посуды лежит керамика, полученная в ходе раскопок и сборов и представленная большим количеством как фрагментов, так и целых сосудов, имеющих стратиграфическую привязку и датирующихся по сопутствующим вещам, что позволяет связывать эволюционные изменения формы сосудов с хронологией поселения. В то же время необходимо отметить, что посуда на селищах менее разнообразна, чем на городище, и в ней преобладает бытовая керамика более низкого качества. На селищах значительно больше процент лепной керамики.

Изучение глиняной посуды в культурном слое городища позволило проследить определенные тенденции (табл. 9). В целом насыщенность керамикой разных слоев (кроме самых нижних, которые прослеживаются лишь изредка) остается стабильной, изменяется лишь соотношение лепной и гончарной посуды. Если в нижнем слое лепная составляла 32%, то в верхнем – только 2%. Уменьшается и общее количество лепной керамики от 71% в нижнем до 5% в верхнем слое. Соотношение гончарной посуды более стабильное и составляет в разных слоях в среднем по 30% с небольшим увеличением в верхних слоях. Вероятнее всего, это связано с многочисленными перекопами грунта при строительстве в период существования городища. Среди гончарной выделяется посуда коричневого, красного, желтого, черного цветов, соотношение которой в разных слоях меняется: желтой становится намного меньше – с 28% до 17%, красной чуть меньше – с 27% до 22%, черной без особых изменений – 7%, а вот процент коричневой резко возрастает – с 38% до 55%. Примерно такое же соотношение прослеживается и в керамике других памятников с коричнево-красной гончарной посудой (ККГП) X-XIII веков Верхнего Посурья (Белорыбкин, 1990).

Как коричневая, так и красная гончарная керамика сделана из теста с примесью песка или известняковой крошки. Поверхность часто обмазана коричневой и красной глиной, отчего имеет яркие цвета вплоть до малинового и, как правило, залощена. На многих сосудах встречается резной орнамент в виде многорядной волны, линий, гребенки и различных фигур (рис. 63; 65). В нижнем слое посуда сделана из плохо отмученного и слабообожженного теста, а в верхнем больше керамики из хорошего теста. Впрочем, на городище встречается много фрагментов шлакированной посуды, что, очевидно, связано с пожарами. По форме выделяются кувшины, кружки, горшки, миски, корчаги.

Лепная керамика (рис. 60) делится на две группы. Для первой характерны черный и серый цвета, а на поверхности – рогожный орнамент. Вторая в основном имеет бурый цвет на бугристой поверхности без орнамента и сделана из плохо обожженного теста с примесью песка и дресвы. У нее с одной стороны имеются свои традиции, а с другой – видны следы влияния на нее гончарной керамики в виде формы сосудов и лощения поверхности. По форме в основном выделяются горшки и сковороды.

Обжиг гончарной керамики – окислительный – в горнах, отчего она имеет желто-коричнево-красные тона, а лепной керамики – окислительно-восстановительный, то есть. печной, отчего она приобретает черную и бурую окраску. Именно по этим признакам определяется цвет керамики.

Таблица 9. Распределение керамики по слоям

Слайд 2

В древние времена Русь покрывали густые леса. Освобождая земли от леса, крестьяне превращали ее в свою кормилицу. Из поколения поколение передавали земледельцы секреты своего труда. Начинался год в те времена весной, а не зимой, как сейчас. Ведь именно весной крестьяне выходили на пахоту. Происходило это не в какой–то определенный день, а тогда, когда земля была готова. Считалось, что земля должна подсохнуть так, чтобы не резалась пластами, а рассыпалась под сохой. Но и не успела затвердеть настолько, чтобы соха не могла ее взять. Готовность земли к пахоте определяли так: горсть земли сначала крепко сжимали в кулаке, а затем кулак разжимали. Если земля рассыпалась при падении, значит, готова для пахоты, если падала комком – еще не поспела.

Слайд 3

Крестьяне на поле

Слайд 4

Землю пахали сначала сохой: получались частые и глубокие борозды с одинаковым наклоном с двух сторон. Главная часть сохи рассоха– толстая длинная деревянная доска с раздвоением внизу ногами, на которые надевали металлические наконечники – сошники. Сошниками и подрезали горизонтально землю. Второй раз сохой рассекали уже каждый отваленный пласт земли. Пахать сохой было непросто: она то и дело выскакивала из земли. К тому же соху необходимо все время держать на весу. Поэтому такая работа была очень тяжелой.

Слайд 5

  • Слайд 6

    Наряду с сохой в качестве пахотного орудия применялся плуг. В отличие от сохи он не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. Плуг использовали на тяжелых почвах с глубоким плодородным слоем – в южных степных районах. На севере и северо–востоке Руси, где почвы бедные и глубокая вспашка не нужна, пахали сохой. Деревянный плуг имел толстый полоз, железный нож – резак, железный широкий лемех, горизонтально насаженный на полоз и подрезающий пласт земли снизу, и отвал.

    Слайд 7

    Пахотные орудия (рало, соха)

    Слайд 8

    После вспашки земледельцы почву боронили. Борону делали из решеток с зубцами–гвоздями. Борона в древние времена называлась суковаткой: она делалась из еловых бревен с довольно длинными сучками. Позже стали делать бороны в виде решетки из деревянных брусьев, между которыми крепили деревянные или железные зубья. Брусья в бороне скрепляли с помощью кореньев. Как гребень прочесывает волосы, так и борона – поле, выравнивает, выдирает камешки. После бороны земля, как пух. А когда нужно было глубже заделать семя, то применяли и соху. Но это случалось редко, потому что излишнее заглубление семян ведет к гибели урожая.

    Слайд 9

    1 . Борона-суковатка 2 . Бороны плетеные

    Слайд 10

    Лопатка из дуба помогала выправить и заточить лезвие косы. Использование дерева позволяло беречь лезвие дорогого орудия труда. Когда коса затупится, начнет застревать и ленивее ходит по траве. Если трава была высокой, косили горбушей– изогнутой на коротком черенке косой. Для низкой травы использовали большую косу на длинном черенке. Она называлась литовка.

    Слайд 11

    Литовка и горбуша

    Слайд 12

    Ворошить и сушить траву выходила на сенокос вся крестьянская семья. Переворачивали траву граблями, а укладывали вилами. Вилы и грабли

    Слайд 13

    Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали серп, а не очень высокую и густую рожь косили косой. Косой работали утром, потому что сырое зерно от косы не осыпалось, а высохшее можно было уже жать серпом. Серп

    Слайд 14

    По окончании жатвы отдых еще не наступал. Теперь надо было отделить зерно от колосьев: подходило время молотьбы. Молотили на току, или на ладони. Так называлась довольно большая площадка, смазанная жидкой глиной и специально утрамбованная. Она делалась под открытым небом. Снопы на ней расстилали в два ряда и начинали их бить цепом, или колотилом. Цеп или колотило

    Посмотреть все слайды

    Материалы археологических раскопок дают известное представление о развитии производительных сил в период Шан (Инь).

    Прежде всего широкое распространение получают изделия из бронзы, но одновременно ещё сохраняют большое значение каменные и костяные орудия.

    При раскопках в Сяотуне ииьского города, столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие - мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы.

    Если учесть, что в доиньский период сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие-из камня и кости, то следует сделать вывод, что в период Шан (Инь) был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил.

    Об этом же свидетельствует и большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, в частности сосудов, богатая роспись на них.

    Хотя в жизни населения древнего Китая в этот период по-прежнему сохраняли значение примитивные формы хозяйства - рыболовство и частично охота, однако они уже не играли решающей роли. Их вытесняли скотоводство и земледелие, причём последнее стало играть основную роль.

    Для обозначения различного рода понятий, связанных с земледелием, в надписях на костях применяется ряд знаков, означающих: «поле», «колодец», «пашня», «межа», «пшеница», «просо» и др. Знак «поле» (тянь) изображался в виде соединённых вместе правильных четырёх квадратов, или в виде прямоугольника, разделённого на несколько частей, или же в виде неровного пяти-шестиугольника.

    Главными зерновыми культурами в Северном Китае были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ.

    Надписи на костях свидетельствуют о наличии в период Шан (Инь) садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. По преданиям, шелковичные черви разводились в Китае с глубокой древности.

    Шёлковые коконы были обнаружены при раскопках одной из стоянок в деревне Синьцунь (провинция Шаньси).

    В надписях на костях часто встречаются знаки, изображающие шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были в почёте у иньцев. Их духам даже совершали жертвоприношения.

    В гадательных надписях часто встречаются также знаки, изображающие шёлковые нити (продукт шелкопряда), платье и т. д.


    О дальнейшем развитии земледелия свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли.

    Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, по-видимому примитивное и ещё в небольших размерах.

    Этот вывод подсказывают как древние предания, сообщающие о зачатках искусственного орошения ещё в доиньский период, так и надписи на костях.

    В последних встречается ряд иероглифов, выражающих идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды, являвшиеся как бы оросительными каналами.

    В земледелии применялись уже и металлические орудия. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в окрестностях Лояна и близ Аньяна медные лопаты.

    Интерпретация ряда знаков в надписях на костях даёт возможность предположить, что иньцы использовали скот при обработке земли.

    Так, один из знаков, «у», изображал вола, стоящего сбоку земледельческого орудия.

    Другой знак, «ли» (плуг, пахать), в своём составе также имеет вола, а иногда, но редко - лошадь.

    В гадательных надписях встречаются также сочетания двух иероглифов, обозначающих плуг и быка.


    Согласно китайским преданиям, в глубокой древности существовала так называемая «спаренная вспашка», когда два человека пахали вместе.

    Это давало больше эффекта при разрыхлении земли. Понятие «спаренная вспашка» имело и более широкий смысл: оно означало соединение усилий двух и более человек при обработке земли, т. е. коллективную обработку поля.

    Охота и рыболовство теперь уже не играли основной роли в хозяйстве иньцев, однако продолжали сохранять существенное значение. Об этом свидетельствуют многие надписи на костях.

    В иньском обществе значительное место занимало скотоводство. Об этом свидетельствует количество животных, приносившихся в жертву духам. Иногда оно исчислялось единицами и десятками, но в особо торжественных случаях - сотнями. В двух надписях, например, говорится о принесении в жертву 300 быков, в одной надписи приводятся числа - 100 овец и 300 быков.

    Раскопки в Сяотуне около Аньяна дали большое количество костей домашних животных - собак, свиней, коз, овец, быков и буйволов. В надписях на костях иньского времени упоминаются все эти животные. Кроме того, в этих надписях есть указание на приручение слона и оленя. Иероглифические изображения животных позволяют сделать вывод, какие из животных были домашними и какие - дикими.

    Например, бык изображался со вставленной в рога деревянной поперечиной (одной или двумя); в иероглифы, обозначавшие лошадь и собаку, входили такие графические элементы, которые изображали путы, верёвку. Изображения же диких животных обычно состояли из знаков животного и стрелы.

    Слоны использовались иньцами, по-видимому, в хозяйстве, а также во время войн с другими племенами. Слоновые кости гравировались и расписывались. Кости слона были найдены при раскопках иньской столицы в Сяотуне. В надписях на костях встречаются упоминания о том, что слоны присылались иньским царям зависимыми племенами в качестве дани.

    Раскопки в Сяотуне свидетельствуют, что иньцы использовали лошадь для транспортных целей. Надписи на гадательных костях говорят об упряжке с парой лошадей. В военные колесницы или в царские повозки, как правило, впрягали четвёрку лошадей.

    Глава II.
    ОРУДИЯ ТРУДА, ИНСТРУМЕНТЫ, ИМУЩЕСТВО

    Соха - основное пахотное орудие в средней полосе европейской России. Устройство сохи зависело от почвы и рельефа района, систем земледелия и этнических традиций. По числу сошников различались однозубые, двузубые и многозубые сохи, по форме сошников - кодовые, с узкими сошниками и перовые,

    Стр. 18

    С широкими, по полицам (отвалам) - перекладные, или двусторонки, у которых полица переставлялась с одного сошника на другой, и односторонки, с неподвижной полицей. Наиболее распространены были двузубые сохи с перекладной полицей, называвшиеся великорусскими. Главная часть сохи - рассоха - толстая длинная деревянная доска с ногами - раздвоением внизу, на которые насаживались сошники. Железный сошник служил для горизонтального подрезания пласта, передвигавшегося вверх по треугольному перу и отваливавшегося полицей. Сошники устанавливались рядом, наклонно к почве, в разных плоскостях. Рассоха крепилась к оглоблям подвоями (притужинами, струнами) из перевитых виц или толстых веревок, а ее верхний конец зажимался между двумя брусьями, корцом и вальком, служившим для управления сохой, либо вдалбливался в рогаль - брус, скреплявший концы оглобель и служивший для управления. Полица - железная продолговатая сужающаяся лопатка с ручкой, укрепленная между подвоями и на одном из сошников. Угол наклона рассохи регулировался для изменения глубины вспашки. Для этого же подтягивали или отпускали чересседельник на лошади.
    Сабан - усовершенствованная однозубая соха-односторонка с подошвой-полозом, а потому более устойчивая, с ножом, резавшим почву, двумя железными или чугунными отвалами, иногда на колесном передке, с сильно выгнутым дышлом или низко расположенными оглоблями, что усиливало тягу. Использовался на тяжелых степных почвах на востоке, в Нижнем Поволжье, у татар, башкир.
    Косуля (кривуша) - улучшенная соха-односторонка с широким пером левого сошника, край которого отгибался вверх и вместо ножа отрезал вертикально пласт земли. Полица лежала неподвижно на левом сошнике, а справа ставился плоский деревянный отвал. Применялся на плотных, тяжелых почвах, при взмете нови и т. п.
    Орало - пахотное орудие с крупным лемехом и маловыгнутым отвалом, с низкорасположенными над самым лемехом оглоблями. Орало сильно раздробляло почву, облегчая боронование, было более устойчивым, и работать им было легче, чем сохой.
    Рало - старинное деревянное пахотное орудие в виде крюка, вырубленного из дерева с корневищем. Отличалось низким приложением тяговых усилий. Использовались однозубые, двузубые и многозубые рала для пахоты, перепашки и заволакива-

    Стр. 19

    Ния семян на залежах, в степи, где хлеб высевался прямо по жнивью. Не имело отвала, разрывая землю и раздвигая ее в стороны.
    Плуг - орудие для тяжелых, например целинных, почв, клеверищ и т. п. Отличался выгнутым дышлом с низким приложением тяговых усилий, колесным передком и высокими ручками. Деревянный плуг имел толстый полоз, железный нож-резак, железный широкий лемех, горизонтально насаженный на полоз, и отвал. В основном был распространен в южных степных районах. В конце XIX в. появляются покупные железные, чаще шведские плуги.
    Буккер - пахотное орудие, сходное с многокорпусным плугом, использовался в южнорусских губерниях, обычно для перепашки.
    Борона применялась для обработки почвы после вспашки, заволакивания семян. Древнейшей была борона-суковатка в виде сплоченных вицами половинок недлинных еловых бревен с оставленными довольно длинными сучками. Суковатка была особенно популярна на севере, где почвы были засорены камнями и новь часто разделывалась после пала на вырубленных участках леса с оставшимися пнями. Более совершенны были корпусные бороны в виде решетки из деревянных брусьев либо парных толстых прутьев, между которыми закреплялись деревянные или железные зубья. Аналогичного типа были и поздние железные бороны, иногда борона-зигзаг, с зигзагообразно изогнутыми железными полосами, в которые вставлялись зубья. Бороны крепились к постромкам лошади за железное кольцо на одном из углов бороны.
    При уборке хлебов применяли в основном серп - сильно изогнутую в виде неправильного полукруга железную пластину, сужающуюся к концу; на противоположный конец под прямым углом насаживалась ручка, на внутренней кромке часто насекались зубья. Серпы были как привозные заграничные, так и русские.
    Жатва была женской работой. Мужчины убирали хлеб косой с "грабками" - подобием граблей с очень редкими длинными зубьями, под углом прикрепленными к косе. Коса-стойка, или литовка, с длинным древком (окосьем, косевьем), к которому прикреплена короткая поперечная рукоять, использовалась и во время сенокосов на лугах. На севере, где на покосах много пней, камней или кочек, а также на косогорах распространена коса-горбуша с короткой слегка изогнутой рукоятью. При уборке сена применялись деревянные грабли и деревянные вилы-тройчатки

    Стр. 20

    Таблица III
    ОРУДИЯ ТРУДА


    Стр. 21

    Таблица IV
    ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОРУДИЯ

    Стр. 22

    Из тонкого древесного ствола, расходящегося тремя ветвями под острым углом. При уборке навоза и на других работах использовались кованные железные вилы-тройчатки с тремя зубьями либо двойчатки (двоешки). При молотьбе применялся цеп. Он состоял из длинной, в рост человека, рукояти (цепильни, держальни) и короткой, в 50-70 см и весом от 600 г до 2 кг рабочей части (молотила, била, цепца), соединенных сыромятным ремнем (путцом, путом). Способы соединения были различны. Например, в ручке высверливали канал глубиной около 10 см и в его основании пробивали поперечное отверстие; ремень, привязанный к рабочей части, пропускали через канал отверстия и прибивали к ручке.
    Наиболее распространенным инструментом был топор с довольно широким лезвием и широкой проушиной. Различались большие тяжелые топоры дровосеков с относительно узким лезвием и длинным прямым топорищем, более легкие плотничные топоры на изогнутом топорище и небольшие столярные топорики - легкие, с коротким слегка изогнутым топорищем. Для долбления корыт, лотков, при бондарных работах использовалось тесло - топор со слегка изогнутой рабочей частью двоякой кривизны и лезвием, перпендикулярным к топорищу. Для строгания, шкурения бревен и жердей применяли скобель - плоскую неширокую слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части и двумя короткими рукоятями по сторонам, насаженными немного под углом. В XVIII в. для чистовой обработки древесины появился наструг - рубанок в виде большого бруска твердого дерева с прорезанным в нем клиновидным летком, куда вставлялось плоское железко с односторонним лезвием на рабочей части, закрепленным в летке клином. При строгании больших плоскостей применяли большой двуручный рубанок "медведку". Для долбления использовали разного размера долота с деревянной рукоятью, вставленной в раструб, в отличие от режущего инструмента стамески, рукоять которой насаживалась на хвостовик рабочей части. С древности для сверления дерева применяли разного размера буравы а с XIX в. - вставлявшиеся в коловорот перовые сверла. Бревна раскряжовывались двуручными поперечными пилами, а для распиловки вдоль, на доски, с XVIII в. стали применять длинные двуручные продольные пилы, слегка сужающиеся к одному концу, с зубьями в форме неправильного треугольника в отличие от поперечной пилы, имевшей зубья в виде равнобедренного треугольника. Столяры пользовались также лучковыми поперечными и продольными пилами с узким полотном, закрепленным между двумя высокими стойками, и распоркой посередине.

    Стр. 23

    Концы пилы стягивались с помощью тетивы и короткой закрутки, упиравшейся в распорку. Применяли также одноручные пилы-ножовки с полотнами разной ширины. Для строгания профилей столяры использовали разнообразные галтели с полукруглыми железками, калевки, отборники, зензубели и т. д.
    Для обработки волокнистых материалов (льна, конопли) женщины пользовались специальными орудиями труда. Мялка - наклонный из досок или долбленый желоб с входящей в него на шарнире узкой доской с ручкой на конце. Трепало - нечто вроде большого широкого деревянного ножа с ручкой. Широкие кленовые гребни с частыми узкими зубьями на узкой длинной рукояти использовались для чесания кудели рукой либо вставляясь в донце. Прялки для ручного изготовления нитей из кудели были двух типов и состояли из довольно широкой лопаски, к которой привязывалась кудель, тонкой ножки и донца, ставившегося на лавку; когда пряха садилась на донце, лопаска располагалась на уровне ее лица. Были прялки - копыл, целиком вытесанные из комеля дерева, выкопанного с корневищем, и составные прялки-точенки, у которых донце и лопаска с ножкой изготовлялись отдельно. При прядении с прялкой применялось веретено, на которое наматывалась ссученная нить, - цилиндрическая, сужающаяся к концам палочка длиной около 30 см, один конец ее был утолщен, либо на него насаживалось шиферное пряслице для устойчивости вращавшегося, как волчок, веретена.
    Самопрялки с большим колесом и ножным приводом разных конструкций появились довольно поздно и были относительно редки вследствие дороговизны. Рабочей частью самопрялки был рошманок - деревянная рогатка, усаженная железными загнутыми зубчиками, которые цепляли нить; рогатка насаживалась на железное веретено вместе с точеными заодно волчком и вьюшкой, на которую наматывалась нить. Готовые нити затем перематывались на воробы - большую крестовину из планок, в концы которых вставлялись веретена, сновальню - крестовину из двух рамок и мотовило - вертикальную стойку с двумя перпендикулярными к ней и друг другу рогами. Ткацкий стан, или кросна, представлял собой массивную большую раму из брусьев, в которой вращались навой - вал с намотанными нитями основы, пришва - вал, на который наматывалась готовая ткань и в котором двигались с помощью подножек набилки - рейки, в которые вставлялось бердо в виде гребня с пропущенными через него нитями основы, и ниты - ряд попарно соединенных нитяных петель,

    Стр. 24

    Собранных на двух параллельных рейках; через ниты также пропускалась основа, поочередно поднимавшаяся для прокидки челнока.
    При вышивании применяли швейку в виде невысокого столбика, вставленного в донце; на его конце была мягкая подушечка или лоскут замши, куда булавкой прикалывали ткань в пяльцах - легком двойном ободке.
    При плетении кружев нитки, намотанные на коклюшки - короткие гладкие палочки с головками, закреплялись на бубне - круглом плотно набитом валике на козлах.
    При стирке пользовались вальком - массивным слегка изогнутым деревянным бруском с ручкой, "выбивая" им из ткани загрязненную мыльную воду. При глажении жесткого пересохшего холста применяли рубель - массивный брусок длиной около 60 см, слегка изогнутый, с зубцами на рабочей плоскости и ручкой, ткань наматывали на скалку и катали рубелем по столу.
    У печи хозяйка использовала ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, чтобы доставать сковороды, большую широкую деревянную лопату, чтобы сажать хлебы. Ухват сделан из железной полосы, изогнутой в виде незамкнутого круга так, что низ горшка или чугуна входил между рогами ухвата, или рогача, а заплечики садились на полосу; ухват насаживался на длинную рукоять. Чапельник - это насаженная на деревянную рукоять железная полоса с высеченным из ее середины и отогнутым языком.
    В домашнем быту использовались деревянные солоницы с крышками большой емкости двух типов: в виде резного креслица или стульчика и в форме уточки. Для приготовления пищи применялись чугуны и глиняные горшки разного размера с округлым туловом, образующим заплечики, и узким дном (горшки отличались от чугунов низким венчиком в верхней части тулова), а для жарки - плоские глиняные миски - латки с высокими, почти вертикальными бортами. Жидкая пища (квас, молоко и т. п.) хранилась в глиняных крынках, горлачах, кубанах с округлым туловом, небольшим донцем и вытянутым горлом. Месили тесто, укладывали готовые печеные изделия на широкие плоские деревянные ночвы вроде подноса с невысокими бортиками. Пищевые продукты хранились в точеных высоких поставцах с крышками и в изготовленных из бересты туесах, или бураках, также с крышками. Ели из глиняных или точеных деревянных чашек деревянными ложками. Глиняные изделия были муравленными, т. е. покрытыми простой поливой, иногда со скромной росписью по ангобу, деревянные покрывались резь-

    Стр. 25

    Таблица V
    ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ

    Стр. 26

    Бой или росписью. В домашнем обиходе для хранения расходного запаса воды, изготовления кваса, пива, сусла использовали большие глиняные корчаги емкостью до двух ведер, по форме напоминающие горшки, хмельные напитки на стол в праздники подавали в ендовах, деревянных или медных луженых, округлой формы, имевших носик, или в деревянных братинах, носика не имевших, а также в огромных ковшах-скобкарях, из которых напитки разливали небольшими ковшами-наливками. Формы ковшей были разнообразными и различались в основном расположением и формой ручки; например, Козьмодемьянские ковши были стоячие, с почти вертикальной широкой плоской ручкой. Пили напитки из медных, оловянных и деревянных стопок и из довольно объемистых (до одного литра) жбанов, собранных из клепок на обручах, с ручкой и крышкой. Вообще в крестьянском обиходе широко использовалась бондарная посуда: бочки, полубочки (пересеки), лагуны, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

  • Поделиться: