Мониторинге в доу что означает с м. Презентация на тему: Мониторинг качества образования в ДОУ, как единый управленческий подход


В настоящее время общество и государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Для всех сторон жизни социума огромное значение имеют те способности и качества личности, которые закладываются образованием, в том числе дошкольном. В связи с этим актуальными становятся вопросы о системе мониторинга за результатами образовательной деятельности.


Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении Главные темы семинара: мониторинг, как метод контрольно- диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждением; мониторинг (психолого-педагогический), как метод оценки итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяющий оценить динамику достижений в развитии детей дошкольного возраста (ФГТ).


Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении Понятие мониторинг не имеет однозначного толкования, а изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности человека. В рекомендациях Минобразования РФ (от 11 июня 1998 г. 33) дано определение: Мониторинг – постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов инспектирования; сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.


Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении П.И. Третьяков рассматривает мониторинг как специфический метод исследования педагогической деятельности и определяет в качестве основной его функции контрольно-диагностическую: …педагогический мониторинг – метод постоянного исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно - диагностическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы - педагогической диагностики.


Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении А. С. Белкин выделяет четыре вида внутреннего мониторинга в образовательном учреждении: дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса; воспитательный - слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; социально-психологический - слежение за системой коллективно- групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп; управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях (системах: руководитель- педагогический коллектив; руководитель – ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - ученик; учитель - семья).


Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении В инструментарий педагогического мониторинга включается: система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта; сбор необходимой информации через: опросы (анкетный, выборочный, прессовый, репрезентативный, социометрический, экспертный и т.д.); анализ (документов, компонентов; последовательный, причинный, системный, структурно- функциональный и т.д.); наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т.д.) и другие методы исследования; формирование "банка данных", куда поступает получаемая информация; специальные (компьютерные) программы, помогающие в сборе и обработке данных (к сожалению, пока в силу остаточного принципа финансирования образование не в состоянии технически оснастить мониторинговые исследования в полном объеме).


Тема: Мониторинг, как метод контрольно- диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждением Неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя ДОУ является контрольно - диагностическая функция. Мониторинг мы будем рассматривать как метод исследования педагогического процесса в рамках контрольно-диагностической функции.


Мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждением В.Г. Алямовская выделяет важные условия организации мониторинга в ДОУ: он должен соответствовать стратегической цели образовательного учреждения; как метод контроля должен опираться на современную теорию управления образованием, новейшие достижения психолого-педагогической науки и практики, при этом учитывать нормативные документы Министерства образования и науки; должен представлять собой системную взаимосвязь всех структурных компонентов: сбор и обработку информации, анализ и диагностику, экспертизу и контроль; рефлексию и прогнозирование, интерпретацию, коррекцию и оценку; технологии, используемые в системе мониторинга, должны соответствовать его цели, задачам, объекту изучения; решать задачи мониторинга должны высококвалифицированные специалисты при участии педагога-психолога; исследование объекта должно соотноситься с нормативными показателями.


Мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждении В системе внутрисадовского мониторинга важен вопрос реальной оценки результативности, которая складывается из: самооценки воспитателя; оценки родителей; оценки руководителя или экспертной группы; итоговой оценки. Необходимо разработать шкалу оценок, которая может иметь несколько вариантов.


Мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждении Примерная шкала оценок СловеснаяЦветоваяБальнаяЗначокПроцентная Высокий уровень Красный3 балла++От 100% до 76% Достаточный уровень Желтый2 балла+От 75% до 66% Критический уровень Зеленый1 баллVОт 65% до 41% Недопустимый уровень Синий0 баллов–О 40% и ниже


Мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждении Оценка кадров – одна из важнейших функций руководства коллективом. Оцениваемый должен быть убежден в объективности оценки; воспринимал ее как полезную для себя; знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки; хотел их устранить; руководитель знал, какая помощь нужна сотруднику; был уверен, что эта помощь будет оказана. То есть оценка в этом случае призвана стать фактором, стимулирующим профессиональное развитием. Методы при организации контроля. : наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта); анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития); беседа (обязательно с обменом мнениями); анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам); хронометраж (измерение во времени); изучение документации; устная или письменная проверка знаний.


Виды управленческого контроля Оперативный контроль направлен на получение текущей или ежедневной информации о состоянии дел. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения тех предложений и замечаний, которые были сделаны по ходу изучения состояния вопроса. План оперативного контроля Вопросы на контроле Возрастные группы, недели месяца младшаясредняястаршаяподготовительная


Виды управленческого контроля Тематический контроль направлен на всестороннее изучение состояния образовательного процесса в соответствии с годовыми задачами ДОУ. План тематического контроля Цель__________________________________________________________________________ Проверка проводится с _____ по____ октября 20_____г. РазделыСодержание контроля Методика контроля Диагностика развития детей по данному направлению Уровень профессионального мастерства воспитателей Система планирования работы с детьми Создание условий и оценка развивающихся сред в группах, на участках, в методическом кабинете Взаимодействие с семьей воспитанников


Виды управленческого контроля День диагностики, регулирования и коррекции (ДРК) – одна из форм организации оперативного контроля. ДРК – это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Структура ДРК 1.Инструктаж тех, кто проводит и с кем будет проводится ДРК. 2.Составляется общая программа дня (возможно, что каждый участник- организатор составляет свою программу.) 3.Определяются сроки проведения ДРК и обработка полученных материалов. 4.Готовятся схемы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться. 5.Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК. 6.Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях в зависимости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.


Виды управленческого контроля В условиях делегирования многих прав и полномочий руководителю ДОУ, а значит, и повышения его ответственности за результаты деятельности ДОУ, контрольно–диагностическая функция занимает важное место в системе управления. Недооценка значения этой функции снижает эффективность и качество работы учреждения. У каждого руководителя складывается своя система управленческого мониторинга, включающая разные виды, формы и методы контроля. Она может быть оформлена в виде циклограммы.


Виды управленческого контроля Контролируемый материалОпределяемые показатели контроляПериодичность контроля Примечание Помещения детского сада, связанные с пребыванием детей Игровые, спальни, туалетные, раздевалки, спортивный и музыкальный залы, педагогические кабинеты Температура воздуха1 раз в неделю Относительная влажность1 раз в квартал Уровень искусственного освещения1 раз в год Режим проветривания1 раз в месяц Мебель игровых и спальных помещений Маркировка и соответствие росту ребенка2 раза в год Расстановка мебели1 раз в неделю Постельное белье, предметы ухода за ребенком Индивидуальная маркировкаРаз в месяц, белье – при каждой смене Спортивный зал и подсобное помещение при нем Наличие защитных приспособлений, предубеждающих травмы 2 раза в год Наличие спортивной одежды у детей при проведении занятий 1 раз в месяц Расстановка и техническая исправность спортивного оборудования и инвентаря 1 раз в неделю Циклограмма контроля руководителем работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей


Тема: Мониторинг (психолого-педагогический) как метод оценки итоговых и промежуточных результатов освоения Программы В соответствии с ФГТ: Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.


Система мониторинга образовательного процесса в программе Детство Авторы программы Детство предлагают выстроить систему мониторинга образовательного процесса по двум направлениям: оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по десяти образовательным областям; оценка уровня развития интегративных качеств ребенка. В помощь воспитателям разработаны альбомы для каждой возрастной группы Результаты мониторинга образовательного процесса по этим двум направлениям.


Система мониторинга образовательного процесса в программе Детство Система мониторинга проводится в два этапа. На первом этапе предлагается оценить развитие каждого ребенка и проставить баллы в ячейке указанного параметра, а затем просчитать итоговый показатель. Второй этап – это подсчет итогового показателя по группе. В основе технологии организации мониторинга лежит пятибалльная система по принципу чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка. Нормативными вариантами развития авторы предлагают считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 балла. Показатель менее 2,2 балла свидетельствует о выраженном несоответствии развития ребенка по возрасту.


Система мониторинга образовательного процесса в программе Детство Критерии оценки по 5-балльной шкале следующие: 1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества; 2 балла – ребенок имеет отрывочные бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества; 3 балла – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества; 4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями предложения по указанному критерию интегративного качества; 5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качества.


Система мониторинга образовательного процесса в программе От рождения до школы К программе От рождения до школы вышло пособие Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. Тетрадь для мониторинга детского развития (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.) До конца 2011 года планируется выпуск тетрадей для мониторинга детского развития для всех групп детского сада, начиная со второй младшей группы, а также компьютерная программа на CD-диске, которая позволит проводить анализ динамики развития ребенка, а также сравнивать интегративные показатели по группе и по детскому саду в целом.


Система мониторинга образовательного процесса в программе От рождения до школы Оценка детского развития осуществляется в три этапа. Итоги отражаются в тетради, которая заполняется на каждого ребенка группы детского сада. Все характеристики детского развития объединены в девять разделов. Каждый из них характеризует одно из интегративных качеств детского развития, определенного Федеральными государственными требованиями (ФГТ). На первом этапе оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству. Для этого заполняются соответствующие таблицы, представленные в тетради. Каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 3 баллов. На втором этапе суммируются полученные ребенком баллы по каждому разделу. На основании суммы баллов определяется итоговое значение, характеризующее развитие соответствующего интегративного качества (от 1 до 5 баллов). На основании итоговых значений заполняется сводная таблица результатов мониторинга и строится диаграмма развития интегративных качеств. На третьем этапе проводится качественный анализ развития ребенка, основная задача которого определение проблемных моментов детского развития. Подводя итоги мониторинга, педагог заполняет сводную таблицу результатов и строит диаграмму развития интегративных качеств.


Система мониторинга образовательного процесса в программе От рождения до школы Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка. Для этого он отмечает в диаграмме количество набранных дошкольником баллов по каждому интегративному качеству и соединяет показатели линией. На диаграмме проведена горизонтальная пунктирная линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству располагается ниже этой линии, то необходимо провести дополнительную оценку развития данного качества другими специалистами. (Если результат по одному или нескольким интегративным качествам ниже 2 баллов, то требуется корректирующая работа педагога. Если результат ниже 1 балла, то требуется внимание специалиста.) Если будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества


Система мониторинга образовательного процесса в программе Истоки Авторы программы Истоки предлагают выстроить систему мониторинга образовательного процесса следующим образом. Мониторинг промежуточных результатов освоения программы проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастным периодам. В Программе приводятся листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границе психологических возрастов. В конце каждого психологического возраста, можно сделать выводы об успешности решения программных образовательных задач. Предлагается 2-х уровневый подход к оценке. Первый уровень – низкоформализованные методы, применяемые воспитателем. Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (педагогами – психологами, дефектологами, учителями- логопедами). Оценки по разделам физического и музыкального развития дают педагог по физической культуре и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах детей первого года жизни и выпускника детского сада заполняет медицинский работник.


Система мониторинга образовательного процесса в программе Истоки Предлагается использовать показатели: достаточный, уровень близкий к достаточному, недостаточный уровень. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки недостаточный уровень, процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного диагностического обследования. В Листах оценки промежуточных результатов даны параметры оценки (достаточный, близкий к достаточному или недостаточный). Преобладание оценок достаточный уровень свидетельствует об успешном освоении программы, если по каким-то направлениям преобладает близкий к достаточному, следует усилить индивидуальную работу. Если по каким-то направлениям преобладает недостаточный, процесс переходит на второй уровень - это проведение комплексного психологического диагностического обследования (проводит педагог-психолог).


Система мониторинга образовательного процесса в программе Истоки Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 6-7 лет, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты, (в виде отдельных поручений), беседы и т.д. В ней отражены основополагающие линии развития ребенка. Карта заполняется в конце последнего года пребывания дошкольника в детском саду перед его поступлением в школу. Она прошла экспертизу в ряде научных учреждений РАО, МГУ, а также в широких практических кругах. По мнению авторов - разработчиков Карта индивидуального развития дошкольника должна стать обязательным документом при приеме в первый класс школы.


Система мониторинга образовательного процесса в программе Успех В Программе выделен раздел Планируемые результаты освоения программы, где представлен Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования и краткое разъяснение основных составляющих этого портрета. Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств в каждый возрастной период (тексты даны в программе.) Авторами (И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопова, Е.К. Ягловская) выпущено пособие Мониторинг достижения детьми планируемых результатов, которое состоит из методических рекомендаций для педагогов и 14 иллюстраций для работы с детьми. В нем также предлагается по четыре задания для детей каждой возрастной группы, которые оцениваются с помощью карты развития.


Спасибо за внимание! Контактные телефоны: Белая К.Ю.

Масловская Марина Вячеславна

воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад

Новосибирская область, Краснозёрский район

Мини-проект по теме «Организация системы текущего мониторинга в детском саду».

Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам), что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определенных ресурсных затрат. Поэтому в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».

На мой взгляд, наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характеристика достижений ребенка 6 лет).

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.

Таким образом, по результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В теории менеджмента качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

К основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести: -знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним; -показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.; -уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования; -психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ: создание специальных условий; профессиональная компетентность педагога -рост или падение престижа ДОУ в социуме.

Для детей: «хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме… Для родителей: эффективное обучение и воспитание детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического… Для педагогов: сохранение психического, физического здоровья детей, положительная оценка руководителями ДОУ и родителями, успешное освоение ООП ДО воспитанниками поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием и т.д.

Для руководителей ДОУ: -сохранение психического и физического здоровья детей, успешность деятельности педагогов и воспитанников, -качественная реализация ООП ДО, -отсутствие предписаний контролирующих органов – отсутствие замечаний по внешней и внутренней оценке качества образования в ДОУ -повышение престижа ДОУ ФГОС ДО направлен на: «обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения…»

Управление (философия) - деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели. Управление - это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый [ для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации Теория управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Возможна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Эти два высказывания имеют большое значение для выработки эффективной технологии управления качеством дошкольного образования Для обеспечения качества недостаточно констатации брака, необходимо выявить и проанализировать причины его возникновения, а также спроектировать и организовать мероприятия по повышению уровня качества. Именно в этом и заключается управление качеством

Алгоритм действий по управлению качеством образования: -определение и обоснование объектов мониторинга; -проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга; -анализ, систематизация, структурирование -полученных эмпирических данных; -оценка и интерпретация полученных данных; -соотнесение с данными предшествующих мониторингов; -прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.

По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса: 1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация. 2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей. 3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Управление качеством на современном этапе – это «целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие». Обновление здесь предполагает: отказ от методов административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных личностей.

Мониторинг качества образования, как единый управленческий подход включает в себя: -ресурсное обеспечение или качество условий -качество деятельности дошкольного учреждения -качество результатов деятельности ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области «Мониторинг качества образования в ДОУ, как единый управленческий подход» С.В. Судкова старший воспитатель 1 категория

Предварительный просмотр:

МКДОУ № 22 г. Аши

для сборника

Мониторинг качества образования в ДОУ, как единый управленческий подход.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта.

Общественный - определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны ), социальный - соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

При этом качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Выделяется два подхода к управлению качеством : один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ .

Задача, стоящая перед образовательными учреждениями любого типа может быть сформулирована следующим образом.

Во-первых, нужно задать такие критерии, на основе которых из совокупного социального опыта можно выделить ту часть, что составит содержание образования, разработать процедуры, посредством которых это выделение окажется возможным осуществить фактически.

Во-вторых, нужно задать такие критерии и разработать такие процедуры, посредством которых можно распределить выделенное содержание в учебном пространстве и времени.

Управленческая деятельность в современном развивающемся дошкольном учреждении должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым качественным состоянием образовательного процесса; достигнутыми и требуемыми результатами развития детей согласно государственному стандарту образования с учетом возможностей каждого ребенка. В условиях обновления содержания образования и предъявляемых государством требований к его качеству значительно возрастает роль научного управления дошкольным образованием. Управлять научно - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе и направлять (планировать, организовывать) его в соответствии с этими тенденциями с учетом объективных возможностей.

Управление - это не декреты и указы, это механизм.

Поэтому сегодня мы рассматриваем мониторинг качества образования, как единый управленческий подход. Что это значит? Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг, проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности образовательного Учреждения стандартам и требованиям дошкольного образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном учреждении. Принятие управленческих решений, основанных на фактах и данных, требует точных данных и способствует своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.

Так как мониторинг качества образования включает наблюдение, оценку и прогноз , для разработки программы мониторинга качества образования в нашем Учреждении положен следующий алгоритм действий, которым мы руководствуемся:

определение и обоснование объектов мониторинга;

проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга;

анализ, систематизация, структурирование полученных эмпирических данных;

оценка и интерпретация полученных данных;

соотнесение с данными предшествующих мониторингов;

прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.

Система получения точных данных о состоянии деятельности Учреждения и принятия обоснованных решений обеспечивается посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать её развитие. В нашем дошкольном учреждении на современном этапе его развития динамично функционирует система мониторинга качества образования по шести блокам:

Менеджмент и качество управления;

Качество учебного плана, образовательной программы;

Достижения воспитанников. Здоровье и здоровый образ жизни;

Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов;

Культура образовательного учреждения, психологический климат;

Образовательные ресурсы ДОУ;

Выделяются объекты мониторинга, в частности качество: образовательного процесса; ресурсообеспечения; управления; результатов работы образовательной системы Учреждения.

Работа по проведению мониторинга качества образования в нашем Учреждении предполагает: наличие стандарта дошкольного образования, норм и требований (исходя из чего ставились цели и с чем будут сравниваться полученные результаты); выработку критериев оценки качества образовательного процесса и показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения соответствия стандартам (нормам); сбор данных о качестве образования в МКДОУ № 22 г.Аши и научно – педагогическую экспертизу; принятие и исполнение управленческого решения, и оценивание результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.

На основании обобщения различных подходов можно сформулировать принципы мониторинга качества образования, определить его функции, структуру и условия организации в дошкольном учреждении.

Принципы : научности, непрерывности, прогностичности, динамичности, междисциплинарности, гуманизации, коллегиальности.

К функциям относим: интегративную, диагностическую, экспертную, информационную, прагматическую.

Условиями для эффективной реализации мониторинга качества образования в МКДОУ № 22 г. Аши являются: компетентность и всесторнность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга;унифицированность форм предоставления информации; непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации; оптимальность количества объектов мониторинга качества, информационных данных; обеспечение быстрой обратной связи.

К методам мониторинга качества образования в Учреждении относятся: изучение продуктов детской деятельности; игровые тестовые задания; проведение контрольно – оценочных занятий; собеседования с педагогами, родителями и детьми; анкетирование;

анализ документации, хронометраж режима и др.

Обновление управления МКДОУ № 22 г.Аши, прежде всего, связывается с формированием системы информационно – аналитической деятельности как основного инструмента управления, мониторинга качества образования. Вся информация по мониторингу качества образования подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, заведующий Учреждением должен постоянно быть информирован о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного образования. Он должен своевременно получать информацию обо всех новых нормативно – директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. Немаловажной является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы учреждения. К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в Учреждении, которые определены в социальном заказе дошкольному учреждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, орган управления). Требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем для решения.

Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников, сведения о педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально – технической базе; об организации питания и медицинском обслуживании; сведения о внешних связях с другими организациями. Очень важно предъявить к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно краткой.

Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, в образовательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю, чтобы оценить работу учреждения за день, неделю, месяц, полугодие. Стратегическая информация – это данные об итогах учебного года, аттестации педагогических кадров, лицензировании и аккредитации всего дошкольного учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др., а, иначе говоря, провести мониторинг качества образования.

Эффективность организации и результатов мониторингового процесса в дошкольном учреждении достигается, когда отслеживание качества происходит на всех уровнях управления Учреждения : стратегическом, тактическом, оперативном. В связи с этим всегда возникает необходимость формирования общих целей по отслеживанию качества образования, распределения прав и обязанностей между работниками, организации непрерывности мониторинга, мотивации субъектов, координации, контроля и регулирования совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в экспертизе и оценки качества образования. Эти задачи решаются в детском саду комплексно и целенаправленно в процессе организационного управления мониторингом качества образования. В то же время процедуры по управлению качеством всегда предполагают процесс взаимодействия сотрудников по достижению качества запрограммированного результата, поэтому необходимым шагом в детском саду стало делегирование полномочий по управлению качеством образования субъектам управляющей подсистемы. В коллективе все должны быть заняты общим делом, вместе идти к намеченным целям – тогда коллектив добивается положительных результатов.

Управляющая подсистема, по определению М.М.Поташника, представляет собой «совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций».

В нашем дошкольном учреждении управляющая подсистема представлена коллективным субъектом – помимо заведующего это: старший воспитатель и заместитель по административно – хозяйственной работе, педагог – психолог, специалист по кадрам, юрист, старшая медсестра, воспитатель группы. Все они помогают заведующему в управлении; осуществляют опосредованное руководство в соответствии с заданными целями, программой развития учреждения и ожидаемыми результатами.

Новое понимание миссии управления в повышении качества образования требует переосмысления предназначения управляющей подсистемы в Учреждении и рассмотрения её как аппарата управления качеством. Управленческая команда в нашем МКДОУ № 22 г. Аши – это группа людей, связанных единством понимания перспективы развития системы Учреждения и методов её достижения, проводящих в коллективе единую согласованную политику по достижению поставленных целей. Другими словами – это эффективно действующая группа управленцев, сплотившихся вокруг своего лидера на профессиональной и личностной основе. Главным отличительным признаком «команды» мы считаем способность её членов к совместным действиям, направленным на достижение коллективно программируемых результатов. Иначе говоря, это совместная деятельность членов управленческой команды по организации мониторинга качества образования в Учреждении, консолидации усилий специалистов для решения задач, направленных на повышение качества образования, объединения усилия управленцев по отслеживанию и оценке качества образования, выработки перспективы развития дошкольного учреждения. Также управленческая команда вырабатывает единые подходы по качественной и количественной оценке результатов деятельности МКДОУ № 22 г. Аши. Командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, даёт возможность всем членам команды – рабочей группы, оценить качество образования в дошкольном учреждении со своей точки зрения, сделать экспертизу качества собственной деятельности и деятельности подчинённых, наметить «точки роста». Использование полученных мониторинговых данных для рефлексии и коррекции деятельности способствует профессиональному развитию субъектов, каждого члена коллектива образовательного учреждения, что находит своё отражение в повышении эффективности управления в МКДОУ № 22 г. Аши и качества услуг, предоставляемых дошкольным учреждением населению.

Условия формирования управленческой команды в любом образовательном Учреждении нам видятся следующим образом:

  • чёткое видение стратегических путей повышения качества образования, развития;
  • единство целей и ценностных ориентаций участников управленческой команды;
  • гуманистические и демократические приоритеты, как во взаимопонимании команды, так и в осмыслении ими сущности процесса мониторинга качества образования, в котором велика роль самоанализа, самооценки, самоактуализации, самоуправления;
  • коллективный поиск оптимального пути и решений проблемы информационного обеспечения управления качеством образования;
  • оптимальное распределение функций, прав и полномочий в мониторинговых процедурах;
  • определяющая роль руководителя, его уважение к членам команды, максимальное делегирование полномочий, обязанностей, организация устойчивых коммуникаций, чёткие координационные связи;
  • высокий уровень компетентности и культуры членов команды.

В нашем дошкольном учреждении обеспечивают деятельность по мониторингу качества образования пять членов управленческой команды:

заведующий МКДОУ № 22 г.Аши – общее руководство мониторингом качества образования и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа системе Учреждения и его выполнение (сбор информации о заказчиках: родителях, школе, их потребностях и удовлетворённости в услугах Учреждения); мониторинг кадрового обеспечения и др.;

старший воспитатель – педагогический мониторинг (отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса в дошкольном учреждении государственным стандартам: качество реализуемой программы воспитания и обучения детей и её выполнение; взаимоотношение взрослых и детей; предметно – развивающая среда; другие показатели образовательного процесса в Учреждении: уровень развития детей в разных видах деятельности в соответствии с установленной «зоной ближайшего развития» каждого ребёнка, готовность его к обучению в школе и др.);

заместитель заведующего по хозяйственной работе (мониторинг материально – технического обеспечения образовательного процесса);

старшая медсестра – мониторинг здоровья (отслеживание состояния, положительных и отрицательных тенденций здоровья воспитанников: заболеваемость, физическое развитие, состояние основных функциональных систем и др.; выявление факторов отрицательно влияющих на самочувствие и здоровье детей и др.);

педагог – психолог – социально – психологический мониторинг (система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития ребёнка; слежение за системой коллективно – групповых и личностных отношений детского и взрослого сообщества в Учреждении).

Все вышесказанное можно представить в виде модели управления мониторингом качеством образования, которая включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели Учреждения в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Модель можно разделить на составляющие элементы, при отсутствии хотя бы одного составляющего - модель работать не будет.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ. На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ. На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке. Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации - пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ. Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса. Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного образования - организация воспитательно-образовательного процесса. Уже отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитиеребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению воспитательно-образовательного процесса. Используется такая закономерность, как взаимное «пронизывание» различных видов детской деятельности.
Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации Учреждения необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения. По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса. Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий. Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. Данная информация необходима для оценки деятельности Учреждения по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Понятие качество образования – это баланс следующих составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты, спрогнозированный процесс и результаты. Сегодня, когда основными социальными заказчиками деятельности образовательных учреждений выступают прежде всего родители, школа, общество; деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Управление качеством на современном этапе - это «целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие». Обновление здесь предполагает: отказ от методов административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных личностей. Создание гибкой структуры неформальных отношений в переходе на более низкие структуры при принятии решений на совместную с работниками образовательных Учреждений выработку стратегии, проявляющуюся в видении новых коллегиальных органов управления и освоения демократического стиля руководства и контроля. Концептуальные основания такой оценки качества образования определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, в котором определены государственные гарантии качества образования.

Старший воспитатель МКДОУ № 22 г.Аши С.В.Судкова


Поделиться: