Поговорки о родословной. Классный час "помни корни свои". Это твой дом

Сборник статей и материалов посвященный деревне Любощь и местам ее окружающим.

Высказывания по поводу генеалогии и о генеалогии.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека, -
Залог величия его.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, что бы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Второзаконие 5:16 (пр. 1000 лет д.Р.Х.)

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Малахия 4:5,6 (пр. 500 лет д.Р.Х.)

Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни.

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947)

Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай свой взор на зады, чем сбережёшь себя от знатных ошибок.

Козьма Петрович Прутков (1803-1863)

Каждый несёт в своей крови и в нервных клетках смутную память обо всём, что думали и чем волновались предки. Душа не более, как тысячеголосный хор предков. И каждый из нас, сам того не замечая, действует не как личность, а как порода!


Письма к русской нации. 1911

Как у животного, так и у человека имеют место процессы ухаживания, спаривания, постройки гнезда, выращивания детей и освобождения их для самостоятельной жизни…. Критическое же различие между человеком и животным состоит в том, что человек – единственное животное, учитывающее дальнее родство.

Jay Haley (1923-2007)

Именно, ушедшие от нас в другой мир предки выполняют роль наших ангелов хранителей. Они продолжают быть сопричастны к земным делам и сохраняют свою земную эмпирическую сущность, пока помнят их добрые дела и поступки. Их силы по защите нас, их возможности предостеречь нас от ошибок во многом определяются тем, насколько хороша наша связь с ними, связь через память! Воспоминая все лучшее о наших предках, мы как бы достраиваем ту часть моста, по которому может прийти их помощь. Чем о большем количестве предков мы помним, чем более конкретна эта память, тем больше потенциал сил хранящих нас. Подобно тому как наша любовь к Богу нужна прежде всего не ему, а нам, точно так же и наша любовь к ушедшим от нас предкам, является путем нашего взаимодействия с ними.

История родов отражает вечный конфликт человеческого бытия: рост индивидов, их достижений, с одной стороны, и слабости, неудачи отдельных лиц, обремененность смертью – с другой. Поэтому говорить о бессмертии личности можно лишь через посредство опыта и памяти в поколениях ее потомков.

Михаил Васильевич Борисенко.

Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать все, что можете о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг.
... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме, и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещного, неодухотворенного.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937).
Завещании моим детям.

Не родители, а скорее генеалогии родителей (деды прадеды, бабки и прабабки) являются подлинными прародителями детей и больше объясняют их индивидуальность, чем они сами, непосредственные итак сказать случайные родители….

Не только тело ребенка, но и его душа происходят из ряда предков, поскольку этот род индивидуально отличен от коллективной души человечества.

Carl Gustav Jung (1875-1961)

Род есть некое повествование, каждый член которого есть фраза этого текста. Человек вырванный из контекста истории рода столь же безсмысленен как и фраза выдранная из текста. Так же как и выдранная фраза этот человек готов приобретать любые смыслы кроме истинного, так как истинный смысл может быть понятен только в истинном изначальном контексте. Понимание смысла фразы и смысла жизни человека может быть достигнуто только через понимание контекста в котором они были созданы, через понимание предыдущего и последующего текста.

Сергей Владимирович Кочевых

Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою - как члена рода как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937).

Нам же простым гражданам несущим трудовою жизнью своей тяжесть государственности, нельзя не прислушиваться к вечным заветам. Мы хорошо знаем, что эта святыня народная – Родина – принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы – всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть – в земле, третья на небе, и так же нравственно столь же живы, как и мы, но кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы их оживленное сознание, - следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени.

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918).
Письма к ближним. СПб., 1913.

Гуляет по интернету несколько эвристическое толкование смысла каждого поколения, которое, возможно, кому то окажется полезным.

Семь поколений символизируют его семь энергетических уровней. Каждое поколение формирует в нашей жизни определенные аспекты:

Первое поколение - это вы.

Второе поколение - ваши родители – их два человека, они – формируют тело, здоровье, передают семейные сценарии.

Третье поколение - две бабушки и два дедушки – 4 человека – отвечают за интеллект, способности, таланты.

Четвертое поколение - четыре прабабушки и четыре прадедушки – 8 человек – хранители гармонии, радости в жизни и материального благополучия.

Пятое поколение - родители прадедов – 16 человека – отвечают за безопасность в жизни.

Шестое поколение - деды прадедов – 32 человека – обеспечивают связь с традициями. 32 человека шестого поколения символизируют 32 зуба, где каждый зуб связан с каждым предком. Если у вас есть проблемные зубы, стоит наладить отношения с предками.

Седьмое поколение - прадеды прадедов – 64 человека – отвечают за страну, город, дом, в котором мы живем.

Если 64 человека разобрать по цифрам, то вот что получается: 6+4 = 10, 1+0 = 1 – Снова первое поколение. Таким образом, замыкается круг рода семи поколений.

Для того, чтобы наладить отношения со своим родом, прежде всего, нужно узнать имя каждого человека, его жизнь и судьбу. В наших руках получить поддержку своего рода, благословение на исполнение самых заветных желаний.

Управление будущим всегда осуществляется на основе изменений прошлого. Будущее будит таким, какое у вас есть представление о прошлом. Не осмыслив истинную историю, ты никогда не поймешь ничего

Виктор Алексеевич Ефимов (1948 -)

Иметь свою историю означает распоряжаться прошлым, подчинять себе традицию.

Николай Александрович Морозов (1854-1946).

Мы, русские, относимся с пренебрежением к своему фамильному прошлому. Большинство своими предками не интересуется и вряд ли знает свою родословную далее дедов, степень уважения к которым, обыкновенно, соизмеряется с тем состоянием, которое они оставили. Историческое самосознание, столь необходимое для великого народа не придет до тех пор, пока не установится духовная связь между потомками и предками, сокрытыми в глубине веков.

Петр Иванович Кречетов (1873 – после 1910)
Материалы для описания Орловской губернии. Рига 1905.

Россия далеко отстала от других цивилизованных стран и в этом отношении стоит на последнем месте, имея сравнительно небольшую генеалогическую литературу. Мы не знаем ни одного маломальски культурного народа в мире, который бы так мало обращал внимания на свое прошлое, так мало бы ценил прошлое деяние своих предков, как это делает великий русский народ, у которого мы замечаем полное отсутствие самосознания, самоуважения и вследствие этого самопознания.

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947)
Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте. Первое полугодие. М., 1908.

Только народы совершенно грубые бывают равнодушны к своему прошедшему; забота о существовании подавляет у них все другие интересы. Но чем высшую степень образования занимает народ, тем больше он принимает участия в исследовании своей старины.
Если Россия не займется изучением своей древнейшей старины, то она ни исполнит своей задачи, как образованного государства. Дело это уже перестало быть народным: оно делается общечеловеческим.

Karl Ernst von Baer (1792-1876). Franz Anton Schiefner (1817-1879).

Я убежден, что наши более отделенные и, несомненно, более культурные потомки не поблагодарят нас за наше преступное пренебрежение к старине своего народа, что наступит и у нас в России такое время, когда у ее сынов возродиться доброе историческое чувство, появится национальное самосознание и необходимость самопознания...

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947).
Выдающийся русский генеалог

У рабов нет истории.

Как нет истории у проигравших (читай рабов, то есть проигравших оставленных жить на условиях победителей).

Рабы-проигравшие, это сущности выключенные из истории (читай памяти людей). У них нет прошлого, настоящего и не может быть будущего без изменения ситуации, потому что не они пишут правила, и соответственно, у них нет доступа к истории.

И все таки, они включаются во временной континиум победителей (пока они им нужны живущими, как корм), которые и прописывают им приятные картины прошлого, будущего, из которых как бы вытекает почему они должны выполнять предписанные им правила жизни в настоящем.

Поэтому история есть только у принимающих решения в прошлом, настоящем и намеревающихся это делать в будущем. Хотя и тут есть ловушка, победители бояться своего корма и поэтому используют свою монополию на правду не только для создания мифов для корма, но и для уничтожения настоящей истории своих побед, дабы она не стала достоянием корма, им важно убедить корм, что быть кормом это хорошо и горячее историческое желание самого корма.

Получается, что настоящая история не нужна никому, все то ее бояться, и властьимущие, и корм (корму не нужна правда, так как одним из принципиальных условий на которых ему даруется жизнь, есть принятие правил и истории победителей).

Реальная история чаще всего не совпадает с мифами и фантазиями людей, поэтому ее могут воспринимать только смелые и мужественные люди.

Работать с историей, ее изучать и сохранять могут только способные принимать решения, то есть максимально самовластно реализовать свободу выбора, могут только те, кто обладает наибольшей полнотой экономической свободы, производной от которой являются все остальные свободы, в частности, свобода обладания СВОЕЙ историей.

Наличие СВОЕЙ, личной, индивидуальной, персональной истории является маркером наличия свобод, наличие личности, персоналии, субъектности, и, соответственно, наоборот.

Изучение и сохранение генеалогии и истории, и в конце концов конституирование СВОЕЙ истории, является важным шагом на пути к обретению свободы. В данном случае это путь воздействия на причину через следствие. Но это работает.

Сегодня пока имеются уникальные возможности для изучения генеалогии, которых не было никогда в истории человечества. Не стоит упускать этот шанс.

Сергей Владимирович Кочевых

Власть состоит в том, что бы разорвать сознание людей на куски и составить в таком виде в каком ей угодно. Прошлое запрещено. Почему. Потому, что оставляя человека без прошлого, мы оставляем его без семьи, без детей, без друзей. Не будет другой верности кроме партийной верности. Не будет иной любви кроме любви к старшему брату. Остальные радости будут уничтожаться. Жизнью мы управляем на всех уровнях. Человеческую натуру создаем мы. Люди бесконечно податливы. Человечество беспомощно как скот.
- Я знаю, что вас ждет крах. Во вселенной есть дух.
- И что же это за дух.
- Не знаю, человеческий дух.
Цитата из кинофильма «1984»

Все эти Полтавы и Измаилы, Сенатская площадь и журнал «Современник», Петербург и муки Раскольникова – это все не про нас. Где-то отдельно жили двести – триста тысяч других людей. Это их жизнь, их история, их Россия. А десятки миллионов жили другой жизнью.

Если мы хотим понять себя, то чтение школьного учебника по истории не дает ровно ничего. Это учебник по истории русского государства и его недальновидной, склочной «элиты». Эта история ничего нам про нас не объясняет. А история (на)рода еще не написана. И если мы хотим понять, кто мы, откуда и как мы такие появились, то ее нужно написать. Обязательно.

Свободный пересказ цитаты из работы Альфреда Рейнгольдовича Коха (1961-)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Сочинения в 2-х томах. Том 2. Стр. 619-621. М., 1989.
Тайна прогресса.
1897 год.

Знаете ли вы сказку?

В глухом лесу заблудился охотник; усталый, сел он на камне над широким бурливым потоком. Сидит и смотрит в темную глубину и слушает, как дятел все стучит да стучит в кору дерева. И стало охотнику тяжело на душе. “Одинок я в жизни, как в лесу,- думается ему,- и давно уж сбился с пути по разным тропинкам, и нет мне выхода из этих блужданий. Одиночество, томление и гибель! Зачем я родился, зачем пришел в этот лес? Какой мне прок во всех этих перебитых мною зверях и птицах?” Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит: стоит сгорбленная старуха, какие обыкновенно являются в подобных случаях, - худая-худая, а цветом как залежавшийся цареградский стручок или как нечищеное голенище. Глаза угрюмые, на раздвоенном подбородке два пучка седых волос торчат, а одета она в дорогом платье, только совсем ветхом, - одни лохмотья. “Слышь, добрый молодец, есть на той стороне местечко - чистый рай! Туда попадешь - всякое горе забудешь. Одному дороги ни в жизнь не найти, а я прямехонько проведу, - сама из тех мест. Только перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперёк течения, и так еле ноги двигаю, совсем на ладан дышу, а умирать-то - у-ух как не хочется!” Был охотник малый добросердечный. Хотя словам старухи насчет райского места он совсем не поверил, а вброд идти через раздувшийся ручей было не соблазнительно, да и старуху тащить не слишком лестно, но взглянул он на нее, - она закашлялась, вся трясется. “Не пропадать же, - думает, - древнему человеку! Лет за сто ей, наверное, будет, сколько тяготы на своем веку понесла, - нужно и для нее понатужиться”. “Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости-то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь”. Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. “Ну, думает, - теперь уж на попятки стыдно!” Ступил в воду, вдруг как будто не так тяжело, и там с каждым шагом все легче да легче. И чудится ему что-то несодеянное. Только он шагает прямо, смотрит вперед. А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица. И привела его на свою родину, и уже он больше не жаловался на одиночество, не обижал зверей и птиц и не искал дороги лесу.

В каком-нибудь варианте всякий знает эту сказку, знал ее и я еще с детства, но только сегодня почувствовал за нею совсем не сказочный смысл. Современный человек в охоте за беглыми минутными благами и летучими фантазиями потерял правый путь жизни. Перед ним темный и неудержимый поток жизни. Время, как дятел, беспощадно отсчитывает потерянные мгновения. Тоска и одиночество, а впереди - мрак и гибель. Но за ним стоит священная старина предания - о! в каких непривлекательных формах - но что же из этого? Пусть он только подумает о том, чем он ей обязан; пусть внутренним сердечным движением почтит ее седину, пусть пожалеет о немощах, пусть постыдится отвергнуть ее из-за этой видимости. Вместо того, чтобы праздно высматривать призрачных фей за облаками, пусть он потрудится перенести священное бремя прошедшего через действительный поток истории. Ведь это единственный для него исход из его блужданий - единственный, потому что всякий другой был бы недостаточным, недобрым, нечестивым: не пропадать же древнему человеку!

Не верит сказке современный человек, не верит, что дряхлая старуха превратится в царь-девицу. Не верит - тем лучше! Зачем вера в будущую награду, когда требуется заслужить ее настоящим усилием и самоотверженным подвигом? Кто не верит в будущность старой святыни должен все-таки помнить ее прошедшее. Отчего не понесет он ее из почтения к ее древности, из жалости к ее упадку, из стыда быть неблагодарным. Блаженны верующие: еще стоя на этом берегу, они уже видят из-за морщин дряхлости блеск нетленной красоты. Но и не верящие в будущее превращение имеют тоже выгоду - нечаянной радости. И для тех, и для других дело одно; идти вперед, взяв на себя всю тяжесть старины.

Если ты хочешь быть человеком будущего, современный человек, не забывай в дымящихся развалинах отца Анхиза и родных богов. Им был нужен благочестивый герой, чтобы перенести их в Италию, но только они могли дать ему и роду его и Италию, и владычество мира. А наша святыня могущественнее Троянской, и путь наш с нею дальше Италии и всего земного мира. Спасающий спасется. Вот тайна прогресса,- другой нет и не будет.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001).

ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН

Задами пробрался я к нашему дому (55°57"37.6"N 92°34"21.9"E). Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. Старые, бескорые жерди на нашем и соседнем огородах осыпались, там, где надо быть кольям, торчали подпорки, хворостины, тесовые обломки. Сами огороды сжало обнаглевшими, вольно разросшимися межами. Наш огород, особенно от увалов, так сдавило дурниной, что грядки в нем я заметил только тогда, когда, нацепляв на галифе прошлогодних репьев, пробрался к бане, с которой упала крыша, сама баня уже и не пахла дымом, дверь, похожая на лист копирки, валялась в стороне, меж досок проткнулась нынешняя травка. Небольшой загончик картошек да грядки, с густо занявшейся огородиной, от дома полотые, там заголенно чернела земля. И эти, словно бы потерянно, но все-таки свежо темнеющие грядки, гнилушки слани во дворе, растертые обувью, низенькая поленница дров под кухонным окном свидетельствовали о том, что в доме живут.

Враз отчего-то сделалось боязно, какая-то неведомая сила пригвоздила меня к месту, сжала горло, и, с трудом превозмогши себя, я двинулся в избу, но двинулся тоже боязливо, на цыпочках.

Дверь распахнута. В сенцах гудел заблудившийся шмель, пахло прелым деревом. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери, и хотя шел я осторожно, будто пробегал лишку и теперь боялся потревожить прохладный покой в старом доме, щелястые половицы все равно шевелились и постанывали под сапогами. И чем далее я шел, тем глуше, темнее становилось впереди, прогнутей, дряхлее пол, проеденный мышами по углам, и все ощутимее пахло прелью дерева, заплесневелостью подполья.

Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок.
Я замер у двери.
Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки синяя кружка на припечке, так они и стоят; как торчали за настенной дощечкой вилки, ложки, ножик, так они и торчат, только вилок и ложек мало, ножик с обломанным носком, и не пахло в кути квашенкой, коровьим пойлом, вареными картошками, а так все как было, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
- Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милово. У меня в ногу стрелило… Испужаюсь или обрадуюсь – и стрельнет…

И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.
- Я думал, ты меня не узнаешь.
- Да как же не узнаю? Что ты, бог с тобой!
Я оправил гимнастерку, хотел вытянуться и гаркнуть заранее придуманное: “Здравия желаю, товарищ генерал!”
Да какой уж тут генерал!
Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Клубок скатился с ее колен, и кошка не выскочила из-под скамьи на клубок. Кошки не было, оттого и по углам проедено.
- Остарела я, батюшко, совсем остарела… Ноги…
Я поднял клубок и начал сматывать нитку, медленно приближаясь к бабушке, не спуская с не глаз.
Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже легкие. Щеки бабушки глубоко провалились. У всех у наших вот так будут в старости проваливаться лунками щеки. Все мы в бабушку, скуласты, все с круто выступающими костями.
- Што так смотришь? Хороша стала? – попыталась улыбнуться бабушка стершимися, впалыми губами.
Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.
- Живой я остался, бабонька, живой!..
- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: - Молилась, молилась…
- Потому я и выжил.
- А посылку, посылку-то получил ли?
Время утратило для бабушки свои определения. Границы его стерлись, и что случилось давно, ей казалось, было совсем недавно: из сегодняшнего же многое забывалось, покрывалось туманом тускнеющей памяти.
В сорок втором году, зимою, проходил я подготовку в запасном полку, перед отправкой на фронт. Кормили нас плохо, табаку и совсем не давали. Я стрелял курить у тех солдат, что получали из дому посылки, и пришла такая пора, когда мне нужно было рассчитываться с товарищами.
После долгих колебаний я попросил в письме прислать мне табаку.
Задавленная нуждой Августа отправила в запасной полк мешочек самосада. В мешочке оказались еще горсть мелко нарезанных сухарей и стакан кедровых орехов. Этот гостинец – сухаришки и орехи – зашила в мешок бабушка.
- Дай-кось я погляжу на тебя.
Я послушно замер перед бабушкой. На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды – по грудь мне сделалась бабушка. Она оглаживала, ощупывала меня, в глазах ее стояла густою дремою память, и глядела бабушка куда-то сквозь меня и дальше.
- Большой-то какой ты стал, большо-ой!.. Вот бы мать-то покойница посмотрела да полюбовалась… - На этом месте бабушка, как всегда, дрогнула голосом и с вопросительной робостью глянула на меня – не сержусь ли? Не любил я раньше, когда она начинала про такое. Чутко уловила – не сержусь, и еще уловила и поняла, видать, мальчишеская ершистость исчезла и отношение к добру у меня теперь совсем другое. Она заплакала не редкими, а сплошными старческими слабыми слезами, о чем-то сожалея и чему-то радуясь.
- Жизня-то какая была! Не приведи господи!.. А меня бог не прибирает. Путаюсь под ногами. Да ведь в чужую могилку не заляжешь. Помру скоро, батюшко, помру.
Я хотел запротестовать. Оспорить бабушку и шевельнулся уже было, но она как-то мудро и необидно погладила меня по голове – и не стало надобности говорить пустые, утешительные слова.
- Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала – иной артели в пору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… Закрой мои глазоньки…
Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами, и я не отбирал у нее руки.

Я тоже плакал молча и просветленно.

Вскорости бабушка умерла.

Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:
- Не положено. Мать или отца – другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей…
Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо было послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, выведать у людей подробности ее жизни. Да какие же интересные подробности могут быть в жизни старой, одинокой крестьянки?

Узнал вот, когда обезножила бабушка и не могла носить воду с Енисея, мыла картошки росой. Встанет до свету, высыплет ведро картошек на мокрую траву и катает их, катает граблями, будто бы и исподину росой стирать пробовала, как житель сухой пустыни, копила она дождевую воду в старой кадке, в корыте и в тазах…

Вдруг совсем-совсем недавно, совсем нечаянно узнаю, что не только в Минусинск и Красноярск ездила бабушка, но и на моление в Киево-Печерскую лавру добиралась, отчего-то назвав святое местом Карпатами.

Умерла тетушка Апраксинья Ильинична. В жаркую пору лежала она в бабушкином доме, половину которого заняла после ее похорон. Припахивать стала покойница, надо бы ладаном покурить в избе, а где его нынче возьмешь, ладан-то? Нынче словами везде и всюду кадят, да так густо, что порой свету белого не видать, истинной правды в чаду слов не различить.

Ан, нашелся ладан-то! Тетка Дуня-Федораниха – запасливая старуха, развела кадильню на угольном совке, к ладану пихтовых веток добавила. Дымится, клубится маслянистый чад по избе, пахнет древностью, пахнет чужестранством, отшибает все дурные запахи – хочется нюхать давно забытый, нездешний запах.
- Где взяла-то? – спрашиваю у Федоранихи.
- А бабушка твоя, Катерина Петровна, царство ей небесное, когда на молитвы сходила в Карпаты, всех нас наделила ладаном и гостинцами. С тех пор и берегу, маленько совсем осталось – на мою смерть осталось…

Мамочка родная! А я и не знал такой подробности в жизни бабушки, наверное, еще в старые годы добиралась она до Украины, благословясь, вернулась оттуда, да боялась рассказывать об этом в смутные времена, что как я разболтаю о молении бабушки, да из школы меня попрут, Кольчу-младшего из колхоза выпишут…

Хочу, еще хочу знать и слышать больше и больше о бабушке, да захлопнулась за нею дверь в немое царство, и стариков почти в селе не осталось. Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.

и песни

Проникновенный стих –людскую лечит душу...

Проникновенный стих – людскую лечит душу,
Согреет он её и боль заговорит,
Прочти стихи, мой друг, или чтеца послушай,
Ведь в них сама Душа, поэта, говорит.

Порой скорбит она, порой она в них плачет,
То радость в тех стихах, то грустный в них мотив,
Но тронул сердце стих, и это много значит -
Он до тебя донёс добро и позитив.

Талантлив ли поэт, иль пишет неумело,
У всякого свой вкус, цензура и запрет…
Рождён ли в муках стих, или написан смело,
Ведь главное - есть смысл, или его там нет.

Проникновенен стих, он лечит людям душу,
Что мается порой, и выхода не зрит.
А иногда, в себе, хранит такую ношу,
Что тяжестью её, как грузом тяготит.

Кто верует в добро, кто стих понять способен,
Тот светлый человек, И Бог его хранит,
Поэт ведь не всегда бывает многословен,
И не всегда своей он жизнью говорит.

Ведь стих написан был самой душой поэта,
И потому, что кто-то, себя узнав, притих,
Поэтам так дано, им не дано лишь это -
Знать наперёд, о чём душа напишет стих…




СТИХИ О РОДОСЛОВНОЙ

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!

Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!

Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!

Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!

Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!



Я не знаю своей родословной,
Дальше прадедов счёт не идёт,
Только знаю — в родне моей кровной
Были все не гулящий народ.

В праздник — песенники, балагуры,
В будни — слово клещами тяни.
И хоть драли с них разом три шкуры -
Всё равно выживали они.

Дома разве зимой ночевали,
Чуть весна — у костров на станах.
Ляда прятали, пни корчевали,
Нагоняя на лешего страх.

Жито ль сеяли, траву ль косили —
На земную молились красу.
И дивились медведи их силе,
Уступая дорогу в лесу.

Говорили друг другу соседи:
— Что б у них ни случилось в дому,
Работяги двужильные эти
Не пойдут на поклон ни к кому.

Не заплачут, на улицу выйдя,
Всё, как есть, из избы вынося...
Я на предков моих не в обиде,
Коль характером в них удался!

Стихи Рыленкова


"Семейный альбом» - это огромный, необъятный альбом всех наших историй, запечатленных, собранных воедино и потому правдивых и неизменных во времени."
(Проект "Семейный альбом")












СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ


Метель за окном замела мягким пледом Зеркальную гладь, укрывая реки. Бессонницы бездна, и мысли при этом На шабаш летят, как к огню мотыльки. Глядят с фотографий знакомые лица, Ведут разговоры, заходят в мой дом. Как памяти книгу, страница к странице, Здесь время безвластно, рассыпет мгновения, Как звёзды по небу, как листья в саду. Историю жизни пяти поколений, Цепочкою судеб в едино сведу. Вот дед улыбнулся, и я тут мальчишка, И мама идёт по траве босиком. Страница к странице, как памяти книжку, Листаю я старый семейный альбом. Хранитель былого, наследник секретов, В нём молодость вечна, а старость мудра. Здесь каждое фото душою согрето, Окно для потомков, учитель добра. Нас жизнь разбросала, расставив границы, Но в дни, когда смех наполняет мой дом, Под вечер за чаем, страница к странице, Листаем мы старый семейный альбом. Владимир Тиссен

Песня "Семейный альбом " http://vladimir-tissen.com/semeynyy_albom

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Семейный альбом, это летопись жизни.
В нем те, с кем когда-то прожил человек.
Вся долгая жизнь, от рожденья до тризны,
Кто рядом с ним был, с кем прошёл его век.

В нём бабушка, мать, в нём отец, дети, внуки,
Все те, с кем дружил и кого он любил.
Вот сядешь порой, полистаешь от скуки
И будто бы снова родных навестил.

Найдёшь в нём себя, где ещё ты ребёнок,
Где мать ещё держит тебя на руках,
Где выйти ещё не успел из пелёнок,
Ещё не умеешь ходить на ногах.

Страничка ещё, та, где ты уже в школе.
Серьёзные лица друзей и подруг.
Где жизнь для тебя, как степное приволье,
Как яркий, большой, нескончаемый круг.

А вот на тебе гимнастёрка, пилотка,
Другое совсем выраженье лица.
Другие глаза и другая походка,
Какая когда-то была у отца.

А вот и отец, я его и не знаю.
Меня он зачал и ушёл воевать.
Но всё ж постоянно о нём вспоминаю,
Жаль, не довелось мне его повидать.

А это бабуля – простая крестьянка,
В деревне всю долгую жизнь прожила.
Как жить, обучала меня постоянно
И сколько в ней было души и тепла.

Вот мамино фото, ну как же красива!
Как солнце, как всё, что мне радует глаз.
Она, как никто меня крепко любила,
Как жаль, что её нет со мною сейчас.

Вот дочки, то ради чего жизнь я прожил,
Какие улыбки, какие глаза!
И на меня вроде чем-то похожи,
А именно чем, не могу и сказать.

Листаю ещё, а вот внук и вот внучка.
На них не могу равнодушно смотреть.
Они – дорогие мои почемучки,
Когда их увижу, мне хочется петь.

А вот и жена, с ней так долго я прожил.
Влюблённость, свидания, дети, закат.
Чего только не было в жизни, о, Боже!
Но жили не плохо, как все говорят.

Вот так и живу, как страницы листаю,
На старые фото порою смотрю.
Сколь долго мне жить, я конечно, не знаю,
Об этом пока много не говорю.


СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Пролетели годы быстро что-то

И опять я в зеркало смотрю,

Взяв альбом с семейным старым фото

Вглядываюсь в молодость свою.


На руках у бабушки лежу.

В объектив испуганно гляжу.


Новый белый фартук, умный взгляд.

Это я пою со всеми в хоре,


Пятый класс...Всё бантики да ленты.

Нос курносый, локон завитой.

Это школьный бал и комплементы!


Тут рожденье дочки, сыну - год!

А на этом снимке из роддома

Бабушка уж внученьку несёт..


Именины, свадьбы и крещенья...

Шаг за шагом пролистав всю жизнь,

Год за годом множа день весенний,

Время бесконечное бежит.


Жизнь летит со скоростью ракеты...

Снегом запорошило висок

И морщинки - осени приметы -

Пролегли у глаз наискосок.


Я то знаю, что они от смеха

И мельканья спиц в ночной тиши -

В час несчастья или в дни успеха,

Посмотреть альбом свой поспеши...


Татьяна Лаврова

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ


Ах, чего только не было с нами!

Первый шаг, первый класс, первый вальс
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас

Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Загляните в семейный альбом

Годы быстрые катятся с горки,
И вернуть их наверх не дано.
Позади у нас, как в поговорке,
Было много мостов сожжено.

Все нам дорого - каждая малость,
Каждый миг в отдаленье любом.
Чтобы все это не потерялось,
Сохраните семейный альбом.

И летят за страницей страницы -
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,
С кем-то встречу дарила мельком.
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом.

М.Танич

НАПЕРЕКОР ВО ЙНЕ Клад нашла я в старом нашем доме (Как давно я не бывала тут!) - Желтенький конверт лежал в альбоме, Тот, что треугольником зовут. Никогда не видела такого, Дедушка письмо писал жене, Из далекого сорок второго – Гимн Любви, наперекор войне! Припев: Бабушка, милая, посидим! Вспомним про деда, поговорим Как он любил, дарил цветы, Как ты ждала его с войны? Бабушка, разве бывает так? Трудно всю жизнь объяснить в словах, Боль и любовь, мечта и страх.... Просто письмо держу в руках... Повстречал тебя он в сельской школе, Где учил истории детей. И, увидев в шумном коридоре, Про себя назвал тебя своей... Все ученики в тебя влюбились! И, наверно, это неспроста. Радостью глаза твои лучились И с улыбкой ты была всегда! Свадьбу отыграли и зажили, Сын уж был у вас в сороковом. Но не довелось, недолюбили, Много отложили на потом... Дедушка на фронт просился тоже. Стал сержант он гвардии лихой. Он на фото выглядит моложе, Хоть и был не очень молодой... Припев: Бабушка, милая, посидим! Вспомним про деда, поговорим Как он любил, дарил цветы, Как ты ждала его с войны? Бабушка, разве бывает так? Трудно всю жизнь объяснить в словах, Боль и любовь, мечта и страх.... Просто письмо держу в руках... Он писал: "Мне жаль, мои родные, Что фашистов не прогнали мы! Как люблю, скучаю, дорогие! Сына я не видел с той зимы..." Но пропал мой дед в сорок четвертом... И всю жизнь его ты прождала... Есть медаль и за отвагу орден... Память и любовь не умерла! На фоне мелодии припева речетатив: Бабушка, милая! ..

Когда тебя хоронили 12 мая валил снег и в этот же день мы получили известие из Полоцка

о том, что найдена братская могила, где похоронен дед..... И в последний путь все провожали Бабушку той снежною весной, Со слезой в глазах, дрожа читали, Что нашелся муж ее – герой... Братскую могилу отыскали! Легчу будет пусть ее душе! Деда моего письмо читали, Гимн Любви, наперекор войне! Бабушка, милая... Бабушка, милая... Слова и музыка Марии Жуковой

Старые фото

Я в руки взяла фотографии детства
От слез это самое верное средство!
Вот смотрит в глаза с фотографии мама,
Красива,дерзка, молода и упряма
С другой, улыбаясь мне, смотрит отец
С ним рядом в тельняшке безусый юнец
Вновь папа. Сестра на руках у него.
Он в вечность ушёл, не вернуть уж его
Вот горстка подруг собралась в одночасье.
Всё мирно, всё дружно и светится счастье
В глазах озорных и глазах молодых.
Уже никого не осталось в живых
И вновь, улыбаясь мне мама глядит
глазами,все сбудется," мне говорит...
Вот море,вот Сочи,вот Зимний дворец
Цветущая вишня и рядом отец
Вновь море, Ташкент, это просто Москва,
Вновь мама и дочка и просто зима
Вот пёс возле будки из детства дружок,
Я с мамой на кухне,мой первый урок
Вот первенец мой,скоро в школу идти.
Сумеет ли он себя в жизни найти?
Вот дочку уже на руках держит мама.
Горласта как я и надеюсь упряма...
А вот на коленях знакомые руки,
А рядышком в ряд повзрослевшие внуки
Ведь выросли дети, а я повзрослела

Как мало я всё таки в жизни успела!
Когда то возьмут фотографии эти
И, будут смотреть их детей моих дети!
Я им улыбнусь,если кто-то заметит
Глазами "всё сбудется" мама ответит

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях - во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь - побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».
Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих… Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Или «Семья в куче - не страшна и туча». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет». Притом: «Семейный горшок всегда кипит». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Вот одна из них: «Согласие да лад в семье клад». Или «В семье согласно, так и дело идет прекрасно». Подчеркивалось: «Намеки да попреки - семейные пороки».

Про хороших супругов говорили: «У хорошей жены самовар блестит, а у хорошего мужа жена светится». Или: «Муж да жена - одна душа».

Мужу напоминали: «Три друга у тебя: отец, да мать, да верная жена». Потому надо ценить жену: «Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь». Про мужа говорили: «Птица крыльями сильна, жена мужем красна». Или: «С милым мужем и зима не стужа». Притом: «За мостом трава зеленеет, за хорошим мужем жена молодеет». Главное, что: «Простой, да мой, герой, да чужой».

Про жену сказывали: «Жена, что лебедь-птица, вывела детей вереницу». Или: «От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь». И заключали мудро: «С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне».

Отмечалось взаимное дополнение мужчины и женщины в семье: «Муж-голова, а жена-сердце». Или: «Без мужа что без головы, а без жены что без рук». Причем мужу советовали: «Учи жену без детей, а детей без людей».

В хозяйстве и обществе у супругов также различные роли: «Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое…

Лазарев С.В.

________________________________________

Наследие предков.

Народные пословицы

Издревле наши предки передавали знания следующему поколению путем сказок, былин, притч и поговорок. Каждый из методов нес своё предназначение и все из них были важны для передачи народной вековой мудрости.
В пословицах путем кратких высказываний передавалась суть объемных знаний.

К сожалению, к нашему времени многие поговорки не дошли, из существующих ныне: многие редко употребляется, какие-то уже полностью непонятны, другие потеряли первоначальный смысл. Последние явление возникло в результате утраты первичного понимания некоторых слов, а также потери при пересказываниях части словосочетаний в пословицах, ведь в 20 и 21 веке мы перестали хранить мудрость предков.

Открыв книги 1800-тых годов я обнаружил разницу в понимании и восприятии многих пословиц. Интересно, что в некоторых случаях, после потери концовки - пословица стала нести противоположный смысл.

Например, думаю, все мы помним такую пословицу как:
Тише едешь - дальше будешь ”. В 1800-тых годах она звучала так: “Тише едешь - дальше будешь от того места, куда едешь .

Еще интересные:
За битого - двух небитых дают и то не берут.

Двое третьего ждут, а семерого одного не ждут.

Утро вечера мудренея - трава соломы зеленея.

Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто Духом упал!

Упрямого правит дубина, а горбатого могила.

Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев.

Также много поговорок и пословиц было посвящено образу жизни, вот что гласит народная мудрость об употреблении алкогольных средств:

Вешний путь не дорога, а пьяного речь - не беседа.

Вино полюбил - семью разорил.

Пить да гулять - добра не видать.

Пьяница в народе, что сорняк в огороде.

У трезвого кулаки дерево рубят, у пьяного и топор не берет.

Хватил винца - не стало молодца.

Заметьте, что сегодняшнее понимание сути пословицы немного разнится с оригиналом.

Суть: Предпочиная верную и малую выгоду неверной, хотя и большой - люди говорили:
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Суть: новых приобретая друзей, не забывай старых.
Старый друг - лучше новых двух.

А вот эта пословица дошла в оригинале:
За двумя зайцами погонишься - и ни одного не поймаешь.

Интересная пословица для размышлений:
Лучше жить в зависти, чем в жалости.

О разности способностей у каждого:
Всякий своему нраву работает. У всякого свой обычай.

Сколько голов - столько и умов.

Людей слушай, а свой ум имей.

Чужие руки легки, да не к сердцу.

О судьбе:

Всякий своего счастья кузнец.

На наклонившееся дерево и козы скачут. (суть: если в голове - беда, и в жизни тоже будет беда).

Каково посеешь - такого и пожнёшь.

Неправедная корысть - в прок не йдет.

Лучше поздно, чем никогда.

О выборе методов поступков к людям:

Клин клином вышибается.

Ударили по одной щеке - подставь другую, но не позволь себя ударить.

О мысль - слово - дело - результат:
Конец дело венчает.

Не спросивши брода - не суйся в воду. (суть: Сначала думать, потом делать.)

Тогда скажешь гоп, когда перепрыгнешь.

Какие сани - такие и сами.

Видели глаза что брали.

О вмешательстве в чужую жизнь:
На совет чужой не ходи; пока позовут подожди (погоди).

На службу не накупайся или
Коли не спрашивают - не суйся. (суть: Насильно на услугу не навязывайся).

Где два бьются, третий не мешается.

Язык доводить до Киева и до кия.

Об уважении вещей, какие они ни были, если не покупная, а даренная:
Дареному коню в зубы не смотрят.

О отношении к людям, адекватно воспринимать мир, не ходить в розовых очках:

Волка как не корми, а всё равно на свинью сморит.

Старайся манить собаку, да палки из рук не выпускай.

Рыба от головы начинает портится.

За битого - двух небитых дают, да щей не берут.

Думка за горами, а смерть за плечами.

Баба с воза, а кобыле легче.

На чужой коровай глаз не порывай, да себе дбай.

Для написания статьи использованы материалы
Иван Михайлович Снегирев «Рускiе въ своихъ пословицахъ” Книжка I (Москва - Университетская типография, 1831 г.)
Иван Михайлович Снегирев «Рускiе въ своихъ пословицахъ” Книжка II (Москва - Университетская типография, 1831 г.)
Владимир Даль “Пословицы русского народа. Том I” (СПб. - М., 1879 г.)
Владимир Даль “Пословицы русского народа. Том II” (СПб. - М., 1879 г.)
Пословицы процитированы с переводом на русский язык в современном правописании.

Святослав Стеценко, 10.05.2009
газета "РОДОВОЙ дом", №5 (23)

Дерево растёт, цветёт, Пока корень жизнь даёт. Так и Древо Родословной Крепче то, что корни помнит» В.Гельм Фотопрезентация «Моя родословная» ученицы 5-го класса средней школы № 19 г.Вологды Громцевой Майи Родовое дерево Жаль, не сохранилось записей о предкахРодовое древо чтоб восстановить. Нет имён ушедших на зелёных ветках, Но кого я знаю-нужно сохранить! И пишу с любовью имена и даты, Чтоб потомки знали о корнях своих. Может быть и вспомнят обо мне когда-то, И о нашем древе прочитают стих. Высказывания великих людей Подарок предков-наша жизнь, сохранение доброй памяти о них-наша благодарность. Гарун Агацарский Непомнящему родства-некуда возвращаться. Нейах. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин Гордиться своей родословной – хорошо, но лучше, если твой род будет гордиться тобой. Силован Рамишвили. Корни родословной глубоки, Я мечтаю знать о них побольше. Времена те были далеки, Хочется, чтоб помнили их дольше. Прапрадедушка Сергей (д.р.12.09) и прапрабабушка Клавдия (19.11.) Новожиловы.Уроженцы Вытегорского района Вологодской области. Помнить всё и знать родной свой род, Я считаю, что обязан каждый. Может это приведёт народ В век неравнодушия однажды. Моя прабабушка Руфина Сергеевна (г.р.24.08.1930.Уроженка Вытегорского района) и прадедушка Эрин Владимир Владимирович (уроженец г.Петрозаводска). Храни огонь родного очага, И не позарься на костры чужиеТаким законом наши предки жили, И завещали нам через века: «Храни огонь родного очага!» Прапрабабушка Елена Эрина, уроженка г.Петрозаводска. Д.р.6.05.1912 и прадедушка Владимир Эрин Прапрадедушка Филипп Першин, уроженец д.Песье Кадуйского района Вологодской области. Прапрабабушка Ираида умерла, когда моему прадедушке Васе было 14 лет. Прапрадедушка Филипп воспитывал пятерых детей один. Моя прапрабабушка Великонида Владимировна 1899-1955) и мой прапрадедушка Василий Семичевы. Уроженцы Череповецкого района. Моя прабабушка Першина Нина Васильевна(13.10.1926-09.02.2011) и мой прадедушка Першин Василий Филиппович (4.04.1924-20.12.1990) Моя бабушка Эрина (Першина) Ольга Васильевна (г.р.24.04.1955)и дедушка Эрин Владимир Владимирович (г.р.28.03.1953) Мой дядя Андрей Владимирович Эрин (г.р.12.02.1977), тётя Александра Владимировна Эрина (18.11.1992), мама Надежда Владимировна Девятых (Эрина)(г.р.12.09.1975) У нас большая, дружная и крепкая семья Папа, мама, Денис, Катя, Паша, Соня, Тая, я! Младшая сестрёнка Таечка (г.р.11.10.2011) Моя младшая сестрёнка Сонечка (г.р.30.09.2009) Мой брат Павлик (29.01.2006) Моя старшая сестра Катя (г.р.23.04.1997) Мой старший брат Денис (08.07.1995) Это я, Майя (г.р.29.04.2001) В своей семье мы точно знаем: Что все у нас в сердцах живут. Друзья! Мы просим вас и умоляем, Не забывайте «прадедов» своих! И лишь одно сказать желаем: «Пусть ваши дети тоже знают их!» Древо моей родословной Спасибо за внимание!

Поделиться: