Правила поведения в опытно экспериментальном уголке. Экспериментальная деятельность в средней группе

  • Покажу я вам сейчас, мини-лабораторию, что есть у нас.
  • Почемучка- её хозяин, приглашает в гости вас!


Задачи:

  • ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДОУ - ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЯМ, ОТКРЫТИЯМ, СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЯ РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ) ; РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМПЛЕКСНО ОБСЛЕДОВАТЬ ПРЕДМЕТ.


Требования к оборудованию уголка экспериментирования:

  • Безопасность для жизни и здоровья
  • Достаточность
  • Доступность расположения.


В экспериментальном уголке должны быть:

  • В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)




Дидактический компонент

  • - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции.






Компонент оборудования:

  • - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - непищевые (гуашь, акварельные краски). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха










У чимся работать с лупой.





Компонент стимулирующий

  • вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.














Ловим воздух.

Воздух – это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полет улетает самолёт.





Удивляется народ: Что за чудо-огород ?



Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей!







Вывод:

  • Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, обследованию объектов, расширению познавательного опыта, способам действий.

Гульшат Сарвартдинова
Оснащение зоны экспериментирования в ДОУ

Уголок экспериментирования в детском саду

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все : почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент . Именно этим и занимаются малыши в детских садах в, так называемом уголке экспериментирования .

Структура детского экспериментирования .

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру :

Цель : развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи :

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Мотив : познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность : "Узнать - научиться - познать"

Средства : язык, речь, поисковые действия

Формы : элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия : постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат : опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования .

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось : формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось : возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось) .

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы :

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены :

место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты , редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

место для приборов

место для хранения материалов (природного, "бросового")

место для проведения опытов

место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Народная мудрость гласит : «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

Для оформления уголка экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно :

природные материалы, такие как : песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;

некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;

тематические пособия, книги обучающего характера;

приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются : пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;

также цветная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех;

резиновые игрушки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее ;

пищевые красители, гуашь;

для малышей старшей группы в уголке помещают схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов.

Помимо материальной базы, очень важно правильно обустроить уголок экспериментирования в ДОУ . Так должно быть отведено место для приборов, учебной литературы, дневника наблюдений, проведения опытов, хранения материалов.

Также в процессе оформления должны учитываться и другие требования. К примеру, при подборе оборудования для уголка экспериментирования в ДОУ , необходимо брать во внимание уровень развития и возраст малышей. Кроме того должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый малыш ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента .

Общепринятого стандарта не существует, но в каждом уголке найдется емкость с песком и водой, где дети с удивлением обнаруживают свойства этих веществ, доселе им не знакомые. Тут же можно найти такой материал для оформления уголка экспериментирования , как земля, глина и опилки. При контакте с водой все они получают различные свойства, что удивляет малышей. Различные камешки, пробки, шишки, перья и прочая разносортица позволяет детям получать сведения о таких свойствах как плавучесть, летучесть и др.

Для того чтобы проверять степень сыпучести и прочих качеств материалов, потребуются различные емкости – стаканы, ведерки, бутылочки. Краски для окрашивания льда и воды, спиртовые градусники для измерения температуры предметов – всё это простейший и доступный инвентарь, не требующий вложения средств. Глобусы, микроскопы и фонарики используются для занятий уже со старшими детками.

Уголок экспериментирования в ДОУ - важная составляющая образовательного процесса. В его задачи входит развитие базовых естественнонаучных представлений малышей, а также формирование навыков наблюдательности, активного познания. Если он оформлен правильно, то детки в младшей группе станут еще более любознательными, научатся мыслить (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, поймут, как комплексно обследовать любой предмет. При его оборудовании необходимо соблюдать требования безопасности для жизни, а также здоровья детей, равно как и принципы достаточности и доступности изложения.

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов , приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста. Укомплектуйте экспериментальный уголок в детском саду в младшей группе контейнерами с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли, крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч., песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть. Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами. Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком (стоит задать вопросы детям : как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком, попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики. Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой. Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т. п.

Уголок экспериментирования в средней группе также стоит укомплектовать семенами растений. Опыты с семенами крайне интересны для детей среднего детсадовского возраста. Можно провести эксперимент с проращиванием семян : поместить семечки подсолнечника или гороха в миску под влажную марлю, через несколько дней оценить, насколько они проросли, осмотреть ростки, рассказать детям о том, как сажают сельскохозяйственные культуры, показать картинки с полями подсолнечника, пшеницы. В летнее время можно посадить горох на грядках и наблюдать за развитием растений. Кроме этого, целесообразно разместить в экспериментальном уголке в детском саду песочные часы, лупу, зеркальца. С помощью песочных часов воспитатель объяснит ребятам, как можно измерять время, что такое минута, стоит поиграть в игру «что можно сделать за минуту?» ; с помощью лупы в зимнее можно рассмотреть снежинку на рукаве, изучить характеристики снега – сыпучесть, холод при прикосновении, его способность к таянию. Зеркальцами ребята попробуют пускать солнечные зайчики; книги о солнце и иллюстрации, изображающие преломление солнечных лучей, станут хорошим дополнением к объяснениям воспитателя.

Уголок экспериментирования в старшей группе стоит дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл) . С их помощью можно провести простейшие опыты, которые будут интересны дошкольнику, например, опыт с картошкой и йодом. Нужно набрать в шприц или пипетку немного йода и капнуть на разрезанную картофелину, осмотреть, как поменялся цвет йода с рыжего на темно-синий, объяснить детям, что цвет меняется из-за крахмала в картофеле. Стоит дать ребятам задание провести такой эксперимент по возможности дома с яблоком, сметаной, бананом, крахмальным порошком. Кроме этого, будет полезно разместить контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями, рассказать воспитанникам о видах почв, сопроводить свой рассказ иллюстрациями, освещающими разные типы природных ландшафтов. Интересным дополнением экспериментального уголка в детском саду может стать муравьиная ферма, сейчас продаются необычные конфигурации муравьиных ферм с прозрачным гелем. Воспитанникам будет крайне интересно и познавательно наблюдать за строительством муравьиной колонии.

Уголок экспериментирования в ДОУ весьма важный развивающий фактор для детей дошкольного возраста. Работа в таком уголке способствует развитию творческого потенциала ребенка, его интеллектуальному росту, формированию логического мышления и началу освоения дошкольником методов анализа и синтеза.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка : в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании , в изготовлении моделей.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям : одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование .

Эксперимент , самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование , наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Воспитатели–новаторы в детских садах встречаются нечасто, но если вам попался такой – считайте, что ребенку повезло. Ведь теперь расти и развиваться он будет в захватывающей атмосфере, которую создать можно при помощи оборудования . Для чего нужны детям эти эксперименты, и не рановато ли им, – задаются вопросом некоторые родители. А ведь ответ лежит на поверхности – конечно же, не рано, малыши с самого раннего возраста изучают самостоятельно свойства окружающих предметов, пробуя их на вкус, и на ощупь. Это естественно для ребенка – быть любознательным и желать узнавать обо всём на свете.

Уголок экспериментирования в средней и старшей группе очень актуален. Дети на занятиях в нем получают необходимые им для правильного всестороннего развития сведения, которые в обычной жизни не всегда удается получить. Благодаря таким урокам малышам становится легче понять окружающий их мир и свойства, казалось бы, простых предметов. Малыш каждую минуту своей жизни узнает что-то новое, и это необходимо поощрять.

Оформление уголка экспериментирования

Задача по созданию этого уголка достаточно проста. Главным и дорогостоящим экспонатом тут является вместительный стеллаж с множеством полочек, покупка которого осуществляется не без участия родителей. Если такого не найдется, то подойдет любой стол или тумба, но постоянно пополняющийся запас реквизита будет требовать дополнительного места.

Содержание уголка экспериментирования в ДОУ

Общепринятого стандарта не существует, но в каждом уголке найдется емкость с песком и водой, где дети с удивлением обнаруживают свойства этих веществ, доселе им не знакомые. Тут же можно найти такой материал для оформления уголка экспериментирования, как земля, глина и опилки. При контакте с водой все они получают различные свойства, что удивляет малышей. Различные камешки, пробки, шишки, перья и прочая разносортица позволяет детям получать сведения о таких свойствах как плавучесть, летучесть и др.

Для того чтобы проверять степень сыпучести и прочих качеств материалов, потребуются различные емкости – стаканы, ведерки, бутылочки. Краски для окрашивания льда и воды, спиртовые градусники для измерения температуры предметов – всё это простейший и доступный инвентарь, не требующий вложения средств. Глобусы, микроскопы и фонарики используются для занятий уже со старшими детками.

Поделиться: