История создания скульптуры «Рабочий и колхозница. Коллекция дворовых и парковых скульптур времен ссср

В Хабаровске открылся настоящий парк советского периода. Девушки с веслом, пионеры с горнами, статуи вождей - десятки памятников коммунистической эпохи усилиями сотрудников Краеведческого музея обрели новую жизнь.

Реставратор слой за слоем снимает краску со скульптуры мальчиков-планеристов. В Стране Советов статуи октябрят, учительниц и физкультурников обновляли перед каждым государственным праздником. Спустя полвека их можно очистить только молотком и стамеской.

Роман Босов, скульптор: «Эти монументы находятся в жутком состоянии. Одно дело, если бы они, скажем, были частично деформированы или разрушены. Гораздо проще восстановить фигуру, которую никто не реставрировал. Теперь же много сил уходит на то, убрать следы неумелого ремонта предшественников»,

Недостающие части скульптур восстанавливают по старым фотографиям. Сначала лепят заготовку из пластилина, затем детали отливают из бетона. После шпаклевки и покраски статуя отправляется в местный Краеведческий музей.

Николай Рубан, директор Краеведческого музея: «Мы планируем проводить настоящие экскурсии, ведь о каждой персоне можно много рассказать. У нас есть и памятник Михаилу Калинину, и Владимиру Ульянову, есть и девушка с горном, и с веслом мальчик, и еще много чего интересного».

Создать парк советской скульптуры музейщики задумали еще несколько лет назад. Когда Краеведческий музей получил деньги на строительство нового здания, часть средств директор решил потратить на спасение советских памятников. Заброшенные скульптуры собирали по всему краю, статуи искали на заводах и фабриках, в старых дворах и даже на свалках.

Людмила Кара-Уланова, сотрудник Краеведческого музея: «Многие статуи привезены из пионерского лагеря. Например, девочка с книгой, девочки с голубями и пионер с горном».

Расцвет советской скульптуры в Хабаровске пришелся на 50-е годы. Почти все статуи отливались по формам, присланным из Москвы и Ленинграда. Пионеры и отличники ГТО украшали дворы домов, в которых жила партийная элита.

Но сейчас «сталинки» теснят офисные здания. После окончания строительных работ историки не могут отыскать даже постаменты от памятников советского прошлого.

Алексей Шестаков, историк: «Первоначально мы обратились в Общество охраны памятников, посмотрели их картотеку. А после этого стали уже спрашивать своих родственников, знакомых, кто где видел в городе какие-то монументы. К сожалению, к настоящему моменту большая часть парковых скульптур исчезла».

Парк советской скульптуры открыли для посетителей этим летом. В новой экспозиции будет всего около 10 статуй эпохи соцреализма. Серийные изделия с годами стали настоящими музейными раритетами.


Самым известным произведением советского скульптора Веры Мухиной является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого…


Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше.

Борис Иофан так объяснял свою идею:

«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937


Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы».

Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.


Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи.

«Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.

Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.


Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера


Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого.

Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.


Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.


Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор.

Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.


Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».


Рабочая модель скульптуры


После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.


В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание первой леди советской монументальной скульптуры. link

С 1922 по 1991 год на карте планеты существовало огромное по площади и мощнейшее по экономическому потенциалу государственное образование - Советский Союз (СССР). Достопримечательности этой страны, и монументального искусства поражают и сегодня своим размахом, массивностью и необычайной реалистичностью. Они сохранились во многих городах бывшей сверхдержавы.

В этой статье вы найдете самые известные достопримечательности СССР: фото, историю их строительства и интересные факты об этих объектах. Речь пойдет об одном знаковом здании советской эпохи и двух величественных монументах, украсивших Киев и Москву.

СССР, достопримечательности архитектуры: Харьковский Госпром

Если говорить о то нельзя не вспомнить о конструктивизме - стиле, который был весьма популярен в 20-30-х годах. И среди самых ярких образцов этого стиля - так называемый Госпром (Дом Государственной промышленности) в Харькове. Это был самый первый небоскреб во всем СССР.

Достопримечательности советского зодчества отличаются своей массивностью и масштабностью. То же можно сказать и о здании Госпрома, построенного в 1928 году из монолитного железобетона на главной площади Харькова (тогда - столицы Украинской ССР).

Высота строения составляет 63 метра, а общая полезная площадь всех его помещений - около 60 тысяч квадратных метров. На строительство Госпрома ушло 9 тысяч тонн металла и более тысячи вагонов цемента. Первый советский небоскреб обслуживало 12 лифтов (семь из них работают до сих пор).

СССР, достопримечательности монументального искусства: «Родина-мать»

Один из самых величественных и самых известных монументов советского наследия - «Родина-мать» в Киеве. Автором этого мемориала стал архитектор Евгений Вучетич. Он же спроектировал подобный монумент в Волгограде.

Киевская Родина-Мать имеет высоту 102 метра. Скульптура женщины с мечом и щитом видна из многих районов и жилых массивов украинской столицы. Первоначально планировалось, что памятник будет позолоченным, однако позже от этой задумки отказались.


Монумент был открыт в 1981 году. Он находится на территории «Музея истории Украины во Второй мировой войне». Весь монумент весит 450 тонн. Он спроектирован так, что может выдержать даже крупное землетрясение в 8-9 баллов. По оценкам экспертов, «Родина-мать» в Киеве простоит еще не менее 150 лет.

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Перечисляя все самые известные достопримечательности культуры СССР в 20-30 годы, об этом объекте стоит упомянуть в первую очередь. Речь идет о знаменитой скульптуре «Рабочий и колхозница», установленной в Москве в 1939 году. Кстати, для многих иностранцев она является едва ли не главным символом советской эпохи.


Скульптура из нержавеющей стали высотой 25 метров изначально была изготовлена для Всемирной Парижской выставки 1937 года. Спустя некоторое время её перевезли в столицу СССР и установили около одного из входов комплекса ВДНХ. Вскоре данный монумент стал эмблемой киностудии «Мосфильм».

В 2003 году началась масштабная реставрация памятника. Был укреплен несущий каркас скульптуры и заменен её постамент (в итоге он стал выше на десять метров). Сегодня под монументом находится музей, подробно рассказывающий об истории создания этого памятника советского монументального искусства.


В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ. Всего в годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево). Скульптура


В Петрограде в годах создается памятник «Борцам революции» - Марсово поле. Проект архитектора Л.В. Руднева.


Обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве. Бетон гг. Не сохранился. Архитектор Д. Н. Осипов.





Скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герб Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнейший скульптор этой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны.


Архитектура Ведущим направлением в архитектуре х годов стал конструктивизм, который стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Советский конструктивизм представлен в творчестве В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целый ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье.


Клуб имени Русакова в Сокольниках (гг.)

Поделиться: