Принцип работы легкового автомобиля для начинающих. Узлы автомобиля: двигатель, ходовая, электрика, трансмиссия, управление

Устройство автомобиля: основные узлы и агрегаты

Устройство автомобиля: основные узлы и агрегаты

Автомобиль – не роскошь… Помните знаменитые слова И.Ильфа и Е.Петрова, вложенные в уста Остапа Бендера? Трудно себе представить хотя бы один день современного человека без этого средства передвижения.

Общее устройство автомобиля

Рассмотрим устройство автомобиля на примере легкового транспортного средства – самого популярного сегодня. Типовой легковой автомобиль включает в себя следующие структурные элементы:

  1. двигатель и обслуживающие его системы (питания, охлаждения, смазки, выпуска отработавших газов);
  2. трансмиссию (сцепление, коробку передач, привода колес);
  3. ходовую часть (переднюю, заднюю подвески и колеса с шинами)
  4. кузов (несущую части автомобиля);
  5. систему управления (рулевой механизм и рулевой привод);
  6. тормозную систему (рабочую и стояночную тормозную системы);
  7. электрооборудование (совокупность источников электроэнергии и их потребителей);
  8. дополнительное оборудование.

Двигатель и обслуживающие его системы

«Сердце машины» - это двигатель. Наиболее популярные варианты его исполнения – бензиновый, дизельный, газовый.

Двигатель любого автомобиля не способен работать без обслуживания вспомогательных систем, обеспечивающих его бесперебойное функционирование:

  1. системы питания, призванной приготовить и подать горючую смесь в цилиндры;
  2. системы смазки, служащего для уменьшения коэффициента трения узлов, частичного охлаждения двигателя и пр.;
  3. системы охлаждения, предназначенной для охлаждения двигателя и подержания его в нормальном температурном режиме;
  4. системы выпуска отработавших газов (или глушителя), необходимой для отведения от двигателя продуктов горения смеси.

Трансмиссия современных автомобилей

Давно уже канула в лету старая заднеприводная компоновка автомобиля с механической коробкой передач. Ей на смену пришли переднеприводные и полноприводные модели как с механическим, так и с автоматическим типом трансмиссии. По стандартному определению, трансмиссия автомобиля - это совокупность агрегатов, предназначенных для передачи крутящего момента к ведущим колесам. Обычно, она состоит из механизма сцепления, механической пяти-, реже шестиступенчатой коробки передач, карданного вала, передающего крутящий момент главной передачи при заднеприводной компоновке.

Ходовая часть автомобиля

Она представляет собой целый комплекс узлов и всевозможных агрегатов, с помощью которых автомобиль двигается. Ходовая часть включает в себя переднюю и заднюю подвеску, а также колеса. В современных моделях используется чаще всего независимая подвеска. При этом каждое колесо имеет свою систему крепления к кузову.

Кузовная часть

Кузов же может быть различного вида. Самым очевидным критерием является пространственная композиция, а также сочетание трех объемов: двигателя, багажного отделения и пассажирского салона. Кроме этого важными являются также наличие крыши, центральной стойки. По своей конструкции кузов может быть закрытый, комбинированный и открытый.

Любите свой автомобиль и следите за его «здоровьем»!

Устройство автомобиля – совокупность сложных систем и механизмов. Можно ли в этом разобраться? Или это удел опытных, квалифицированных автослесарей? В конструктивных азах, схеме работы узлов и агрегатов должен ориентироваться любой автомобилист.

Зная техническое устройство автомобиля, вы осознаете всю важность эксплуатации и обслуживания своего авто, избежите обмана со стороны недобросовестных работников автосервиса, поймете, как распознать основные неисправности.

Рулевое управление

Как же водитель поворачивает колеса? Правильно, с помощью руля. В рулевое устройство автомобиля входят механический редуктор и совокупность тяг. Угол поворота колес несколько отличается, чтобы не возникало бокового скольжения. Это обеспечивается системой тяг, которую именуют рулевой трапецией.

Чтобы облегчить поворот рулевого колеса, используют гидроусилитель. Кстати, также смягчает удары, передающиеся на рулевое колесо при наезде на неровности. Его конструкция может существенно отличаться. Первый прототип гидроусилителя руля был использован на Чайке. Обслуживание данной системы предполагает своевременную замену жидкости.

В настоящее время,часто, вместо гидроусилителя используют электроусилитель. Его предназначение аналогичное, но работает он по-другому. , как правило, установлен на рулевом валу. Для соединения его частей используют торсионный вал, в котором имеется датчик, корректирующий крутящий момент.

Тормозная система

Тормозную систему условно делят на рабочую, запасную и стояночную. Фактически это важнейшее средство, обеспечивающее активную безопасность. Для повышения эффективности тормозной системы используют вспомогательные механизмы – усилитель тормозов, .

Благодаря тормозному механизму рабочей системы создается момент, необходимый для полной остановки авто. Он находится непосредственно на колесе и может быть как барабанным, так и дисковым.

Современные машины чаще всего оснащаются дисковым тормозным механизмом. Он состоит из диска, который вращается, и 2-х колодок, находящихся во внутренней части суппорта. Для крепления суппорта используют кронштейн, а в его пазах имеются цилиндры, прижимающие колодки непосредственно к диску.

Излишний нагрев тормозного диска недопустим, поэтому он охлаждается воздухом. Иногда чтобы улучшить отвод тепла, диск делают вентилируемым.

Трансмиссия-коробка передач,сцепление

Устройство автомобиля продумано таким образом, чтобы трансмиссия передавала крутящий момент двигателя на ведущие колеса.

Устройство трансмиссии автомобиля выполняет три основные функции:

  • Передача крутящего момента мотора на ведущие колеса.
  • Изменение величины и направления крутящего момента.
  • Распределение крутящего момента.

Зачастую на современных машинах используют механическую трансмиссию. Если крутящий момент изменяется в автоматическом режиме, значит использована автоматическая трансмиссия.

Ведущие колеса могут быть как задними, так и передними. Также существуют модели с постоянным или подключаемым полным приводом.

Рассмотрим трансмиссию авто с задним приводом. Она состоит из сцепления, коробки передач, карданной и главной передач, дифференциала и полуоси.

Чтобы ненадолго отсоединять мотор от трансмиссии и плавно соединять их во время переключения передач используют сцепление. Оно же предохраняет трансмиссионные элементы от перегрузки.

С помощью коробки передач корректируют крутящий момент, скорость и направление движения авто. Очень удобна и популярна АКПП. состоит из нескольких основных элементов: системы управления, гидротрансформатора, механической части.

Мотор – «сердце» авто

Традиционный двигатель внутреннего сгорания – источник механической энергии, которая возникает при сгорании топлива. Бак с топливом периодически пополняется.

Устройство двигателя автомобиля и основные разновидности моторов:

1. Двигатель внутреннего сгорания. Во время работы двигателя сгорает топливо, происходит преобразование химической энергии. Сегодня распространены поршневые, роторно-поршневые и газотурбинные ДВС. Широко распространены поршневые моторы, работающие за счет сгорания жидкого топлива – бензина или солярки. Иногда в качестве топлива используют газ.

2.Стоит отметить и набирающий популярность в последние годы электродвигатель. Для его работы нужна электрическая энергия. Источник – топливные элементы либо аккумуляторы. При этом запас хода редко бывает большим, что не особо удобно: нужна постоянная подзарядка источника электроэнергии.

3.Третья разновидность мотора – гибрид. Это ДВС, работающий в паре с электродвигателем. Их компоновка бывает последовательной и параллельной.

Ранее за приготовление топливовоздушной смеси отвечал карбюратор, в котором и происходило смешивание топлива с воздухом. Карбюраторы были востребованы до 80-х годов прошедшего столетия, пока им на смену не пришла инжекторная система. Главное отличие инжекторной системы от карбюраторной – принудительный впрыск топлива в цилиндры с использованием форсунок.

Преимущества инжекторной системы:

  • Снижение потребления топлива.
  • Упрощенный запуск мотора.
  • Обширные возможности для управления ДВС.
  • Впрыск не нужно регулировать в ручном режиме.

Двигатель запускается с помощью стартера, раскручивающего коленвал. Стартер может быть инерционным, комбинированным или прямого действия. Он работает за счет .

Аккумуляторная батарея подзаряжается специальным генератором. Генератор способствует нормальной работе всех электропотребителей.

Говоря об электронном устройстве автомобиля, важная роль отведена системе зажигания, бортовому компьютеру, диагностической системе, бесперебойная работа которых и обеспечивается генератором.

Зачем мы изучаем устройство автомобиля? Это желание стать всесторонне развитым человеком, компетентным водителем и полноценным участником дорожного движения.

Что ж, теперь вы знаете азы устройства легкового автомобиля. Но это лишь малая толика полезной информации, связанной с машинами.

Чтобы овладеть этими данными в полном объеме, спешите изучить уникальный в рунете видеокурс Дмитрия Кирьянова: "Изучаем Автомобиль " .

Многие новички уже успели убедиться в его эффективности! Курс представляет профессиональный автомеханик с более чем 20 летним стажем.Четыре часа полезной информации из собственного опыта.

Курс для тех, кто не хочет попадаться на уловки СТО, для тех, кто обеспокоен своей личной безопасностью, для тех, кто хочет научиться слышать то,что "говорит" ему автомобиль. Переходите по ссылочке выше и читайте,смотрите презентацию.

Кузова легковых автомобилей

по большей части имеют несущую конструкцию, которая предполагает крепление основных узлов и агрегатов непосредственно к его корпусу. Немногим реже встречаются легковые автомобили, имеющие кузов с несущим основанием, подрамником (передним и/или задним) или рамную конструкцию.

Кузов несущей конструкции

получил распространение с 50-х годов прошлого столетия.
Корпус несущего кузова (рис. 1.2.) - объемный, из листового металла толщиной 0,5 –2,0 мм, представляет собой жесткую сварную конструкцию, состоящую из отдельных, предварительно собранных узлов: 1) левой и правой боковин со стойками дверей и задними крыльями; 2) крыши; 3) передних крыльев и 4) основания (пола) с передней и задней частями корпуса.


Узлы собраны из кузовных элементов (деталей).
Принята классификация, где все элементы кузова подразделяются на несущие первичные , несущие вторичные и детали облицовки .

К первичным несущим элементам и узлам кузова относятся главные лонжероны, основной поперечный лонжерон, стойки дверей и места креплений (двигателя, КП, подвесок, амортизационных стоек, опор педали тормоза, дверных петель и замков, буксирного устройства).
Вторичными несущими элементами и узлами кузова считаются малые параллельные, продольные и поперечные лонжероны, диагональные полые распорки, надколёсные арки, пол кузова (включая полые профили), крылья (если они приварены к корпусу), наружные декоративные панели (если они приварены и если на них установлены приборы сигнализации и освещения).
К деталям облицовки относятся передняя и задняя панели, крылья (если они соединены с кузовом при помощи резьбовых соединений), капот, крышка багажника, пол багажника (если он не является местом крепления буксирного устройства).

Большинство автомобилей имеет несущие кузова бескаркасной конструкции . Такой кузов обычно имеет стальной или полиметаллический неразъёмный корпус, к которому прикреплены капот двигателя, крышка багажника, двери, крылья и детали декоративного оформления (облицовка радиатора, передний и задний бамперы, накладки и т.п.). В двухобъёмных кузовах (универсал, хэтчбек) крышкой багажника служит задняя дверь. Такие кузова имеют относительно меньшую жёсткость, большие размеры и сложность пространственных форм деталей.

Жёсткость несущего кузова

обеспечивается образованием специальных профилей из штампованных деталей, которые при соединении создают закрытые коробчатые сечения.
Элементы несущего кузова типа «седан» можно посмотреть на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3


Долговечность кузова

зависит от его конструкции и условий эксплуатации и составляет 5 – 10 лет и более, до наступления предельного состояния.
Под предельным состоянием кузова понимается состояние, при котором дальнейшая эксплуатация кузова недопустима по условиям безопасности, а восстановление технически невозможно или экономически неоправданно.

Тип кузова

определяется числом функциональных отсеков (объёмов), отделённых друг от друга стационарными перегородками (панелями), и конструктивным исполнением. Изготовителями выпускаются автомобили с трёх, двух и однообъёмными кузовами.

Трёхобъёмный кузов имеет в своём составе моторный отсек, салон и багажное отделение (например, лимузин, купе, седан, кабриолет, хардтоп).

Двухобъёмный кузов имеет моторный отсек и пространственный объём, объединяющий салон с багажным отделением, расположенным в задней части кузова (например, универсал, комби, фастбек, хэтчбек).

В однообъёмном кузове моторный отсек, салон и багажник объединены в одно пространство (например, минивэны с центральным расположением силового агрегата, пассажирские фургоны типа «буханка»).

Кузов может быть открытым или закрытым .
Открытый тип кузова имеет съёмную крышу или складывающийся верх, выполненный из матерчатого или пластикового тента (например, кабриолет, родстер, фаэтон, ландо).

Грузовые типы кузовов легковых автомобилей также могут быть открытыми – «пикап», или закрытыми – «фургон». Грузовая часть кузова таких автомобилей отделена от водителя и пассажиров стационарной перегородкой.

Краткий обзор некоторых типов кузовов.

Лимузин

(от лат. limes – закрытый, ограниченный) – трёхобъёмный (на базе седана), или двухобъёмный (на базе универсала) кузов, со стеклянной перегородкой между водителем и пассажирами, закрытого типа, но иногда со сдвигающейся крышей. Кузовом комплектуются автомобили представительского класса;

Седан

– закрытый кузов легкового автомобиля. В классическом исполнении имеет четыре двери, центральную стойку и три чётко выраженных объёма - моторный отсек, пассажирский салон и багажник. Багажник структурно отделён от пассажирского салона;

Купе

(от фр. coupes – укороченный, купированный) – закрытый кузов легкового автомобиля. В классическом исполнении имеет три чётко выраженных объёма - моторный отсек, пассажирский салон и багажник. Багажник структурно отделён от пассажирского салона. От седана отличается меньшим объёмом пассажирского отделения (иногда, только для одного переднего пассажира и водителя) и двухдверным исполнением;

Хетчбек

(от англ. hatchback от hatch - люк и back - сзади) – закрытый двухобъёмный кузов с укороченным задним свесом, где пассажирский салон объединён с багажным отсеком. Крыша салона продлена до заднего габарита и в задней части, как правило, скошена. Имеет три или пять дверей. Одна из дверей – задняя, служит для доступа в багажник. Багажник может быть функционально отделён от салона специальной крышкой;

Универсал

(от лат. universalis - общий) – закрытый, двухобъёмный кузов легкового автомобиля. Пассажирский салон объединён с багажным отделением. Имеет, как правило, пять дверей. Пятая дверь – задняя, для доступа в багажное отделение. Крыша салона продлена до заднего габарита. От хэтчбэка отличается увеличенным задним свесом и отсутствием задней кузовной панели, что облегчает пользование грузовым отсеком (погрузку и разгрузку);

Кабриолет

(от фр. cabriolet) – кузов с откидывающимся верхом, на базе седана, т.е. в классическом исполнении – трёхобъёмный, четырёхдверный, с числом посадочных мест – от 4-х, но чётких градаций не существует. Откидывающийся верх выполняется из полотна или пластика.

К кузовам открытого типа также относятся:

Родстер

Открытый кузов на базе купе;

Фаэтон

Открытый кузов на базе четырёх дверного универсала;

Тарга

Открытый кузов на базе купе с задним стеклом и дугой безопасности;

Пикап

(от англ. pick-up - поднимать, отрывать, подвозить) - двухобъёмный кузов легкового автомобиля коммерческого назначения с открытой грузовой платформой, которая структурно отделёна от пассажирского салона стационарной перегородкой.
В случае оснащения кузова жёстким несъёмным верхом пикап превращается в фургон.


Рамная конструкция кузова.

Рама является самостоятельным узлом автомобиля и выполняет функцию несущей конструкции. На раму крепятся все части и механизмы автомобиля, включая кабину и кузов. Рама воспринимает все силы, возникающие при движении автомобиля.
По способу передачи нагрузок выделяют следующие типы рам:

Пространственные рамы

– применяются в кузовах, воспринимающих большие нагрузки (например, спортивные автомобили);

X – образные рамы

– находят применение в автомобилях повышенной проходимости и удобны для независимой подвески каждого колеса;

Хребтовые рамы

– представляют собой основание в виде «трубы» с поперечными траверсами;

Лонжеронные рамы

– наиболее распространены среди несущих конструкций как легковых, так и грузовых автомобилей (см. рис 1.5.). Такая рама состоит из двух продольных балок прямоугольного профиля – лонжеронов и некоторого числа поперечин (траверс ). Элементы рамы скреплёны между собой сваркой и/или клёпкой.

Рисунок 1.5.


Конструкцию с несущим основанием

образуют элементы несущей рамы, соединенные с профильными элементами панели пола. Полученное таким образом основание, представляет собой отдельный узел автомобиля.

Несущий кузов с подрамником

Конструкция состоит из базовой части кузова и подрамника, расположенного обычно в передней части кузова (иногда, и спереди и сзади). Подрамник по своей сути является той же рамой, но меньшего (укороченного) размера, крепится к кузову болтами и может меняться при повреждении.

1. 2. Требования к безопасности кузовов легковых автомобилей

1.2.1. Активная безопасность

К конструктивным мероприятиям, повышающим активную безопасность кузова и автомобиля в целом, относятся мероприятия, которые снижают вероятность возникновения ДТП, например: увеличение площади остекления и улучшение обзора, улучшение функциональности органов управления и комфортабельности салона, повышение эффективности светотехнических устройств и др.

1.2.2. Пассивная безопасность

Мероприятия пассивной безопасности призваны уменьшить тяжесть последствий при ДТП для водителей и пассажиров.
В соответствии с существующими требованиями салон кузова должен иметь жесткую конструкцию, а передняя и задняя части кузова должны быть сминаемыми.
Задачей сминаемых (деформируемых) зон кузова является поглощение кинетической энергии, высвобождаемой при столкновении автомобиля с препятствием во время аварии. Деформируемые зоны должны смяться таким образом, чтобы энергия удара оказалась погашенной прежде, чем дойдёт до салона автомобиля и окажет воздействие на водителя и пассажиров.
При ударе деформируемые элементы кузова складываются либо в ""гармошку"", либо энергия удара гасится в конструктивных изгибах рамы (лонжеронов). Конструкции передней и задней части кузова идентичны, но сминаемость задней части, как правило, большая.

Важную роль в конструкции безопасного кузова играют бамперы . Бампер должен уберечь кузов от повреждения при наезде на неподвижное препятствие со скоростью до 8 км/час, а если бампер имеет энергопоглощающие амортизационные элементы (пружинные, гидравлические или пневматические) – до 20 км/час.

К элементам интерьера кузова, повышающих пассивную безопасность, относят энергопоглощающую рулевую колонку, усиленный передний подоконный пояс, усиленные надоконные балки, травмобезопасные двери и сиденья, углубления для ручек дверей и стеклоподъёмников и т.п.

1.3. Классификация автомобильного транспорта

1.3.1. Классификация автомобильного транспорта в России

В СССР действовали Единые отраслевые нормы (ОН 025270-66 от 1966 г), регламентирующие деление автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя (в сантиметрах кубических.) и сухой массы (т.е. массы автомобиля без груза и пассажиров), а также - соответствующую номенклатуру обозначений моделей, единую для всех автозаводов страны.

В соответствии с Отраслевыми нормами, класс и тип автомобиля входят в обозначение модели.
Обозначение имеет следующий вид: «ХХХ» - «АБВГ» ,
где:
ХХХ – сокращённое название (аббревиатура) завода изготовителя;
А - класс автомобиля (1 - особо малый, 2 - малый, 3 - средний, 4 – большой, 5 - высший).
Класс автомобиля 1 – автомобили особо малого класса с объёмом двигателя до 1,1 см? и массой автомобиля до 800 кг.
Класс автомобиля 2 – автомобили малого класса с объёмом двигателя от 1,1 до 1,8 см? и массой автомобиля от 800 до 1150 кг.
Класс автомобиля 3 – автомобили среднего класса с объёмом двигателя от 1,8 до 3,5 см? и массой автомобиля от 1150 до 1500 кг.
Класс автомобиля 4 – автомобили большого класса с объёмом двигателя более 3,5 и массой автомобиля 1500 кг.
Класс автомобиля 5 – автомобили высшего класса. Объём двигателя и вес автомобиля не регламентируется.

Примечание: Для автобусов и грузовиков используется иная, отличная от приведённой, система обозначений классов.

Б - тип автомобиля (1-легковой, 2-автобус, 3-грузовой, 4-тягач, 5-самосвал, 6-цистерна, 7-фургон, 9-специальный автомобиль);
В и Г - порядковый номер модели.
В некоторых случаях могут добавляться пятая и шестая цифры для обозначения модификации, а также - еще две-три цифры через дефис для обозначения исполнения (комплектации) конкретной модели.

Например:
ГАЗ-31029-51
Означает, что данный автомобиль:
ГАЗ - производства Г орьковского А втомобильного З авода;
(3) - среднего класса;
(1) – легковой;
(02) - вторая модель;
(9) - девятая модификация второй модели;
51 – номер комплектации.

В настоящее время данная система классификации применяется в РФ с одновременным «хождением» буквенной классификации, принятой в Европе.

1.3.2. Классификация автомобильного транспорта в Европе

Согласно европейской классификации все легковые автомобили относятся к одному из шести классов – A, B, C, D, E или F . Границы между классами достаточно условны и размыты.
Кроме того, существуют несколько отдельных групп автомобилей, которые не подходят ни под один из описанных выше классов.
Для таких автомобилей выделено три дополнительных класса S , M и J

Класс A (Mini cars)
– автомобили особо малого класса. Тип кузова обычно 3х или 5-дверный хэтчбэк, иногда седан. Длина автомобиля до 3,6 метров, ширина до 1,6 метра.

Класс B (Small cars)
- класс малогабаритных машин. В основном 3-х и 5-дверные хетчбэки, иногда выпускаются в кузовах седан и универсал. Чаще всего обладают передним приводом. Длина до 3,9 метра, ширина до 1,7 метра.

Класс C (Medium cars)
– автомобили, т.н. «первого» (или, «низшего») среднего класса.
На протяжении десятилетий законодателем мод в данном классе был Volkswagen Golf, из-за чего класс «С» часто называют «гольф-классом». Длина 3,9 - 4,4 метров, ширина до 1,6 - 1,8 метра. Типы кузовов – хэтчбек, седан, универсал. Реже - купе, кроссоверы и кабриолеты.

Класс D (Larger cars)
- Средний (второй средний, он же - семейный) класс, представленный в кузовах хетчбэк, седан, универсал и кроссовер. Длина 4,4 - 4,7 метра, ширина 1,7 - 1,8.

Класс E (Executive cars)
– полный средний класс, бизнес-класс. Обычно представлен кузовами седан и универсал, иногда встречаются хэтчбек, например, Renault Safrane или Renault Vel Satis. Длина обычно больше 4,6 метров, ширина больше 1,7 метров.

Класс F (Luxury cars)
– высший средний класс, представительский класс. Тип кузова – седан (только седан), на машины устанавливаются двигатели с числом цилиндров 6-ть и более. Длина кузова от 4,7 метра, ширина от 1,7 метра.

Класс S
К этому классу относят спорткары, купе и кабриолеты.

Класс M
К классу M относят универсалы и минивэны повышенной вместимости. Вместимость универсалов в трехрядном исполнении - от 6 до 8 мест, а минивэнов - до 9 мест, включая водителя. При демонтаже задних сидений кузов может использоваться для грузопассажирских перевозок.

Класс J
К классу J относятся Sport Utility Vehicle (SUV), Внедорожники и Вседорожники.

1.3.3. Классификация автомобильного транспорта в США

В Северной Америке автомобили классифицируются по длине колесной базы и объёму полезного пространства салона (interior passenger space). Критерии классификации с течением времени претерпевали существенные изменения.

По полезному объему салона легковые автомобили делятся на следующие категории:
Мини (minicompact car) – объём салона до 85 футов кубических;
Субкомпакты (sub-compact cars, subcompacts) – объём салона 85,0 - 99,9 футов кубических;
Компакты (compact cars, compacts) – объём салона 100-109,9 футов кубических;
Среднеразмерные автомобили (mid-size cars, intermediates) – объём салона 110-119,9 футов кубических;
Полноразмерные автомобили (large cars, full-size cars, standard size cars) – объём салона от 120 футов кубических.

Для универсалов:
Small station wagon – объём салона до 130 футов кубических;
Midsize station wagon – объём салона 130-160 футов кубических;
Large station wagon – объём салона более 160 футов кубических;

Для внедорожников:
Full size SUV
Midsize SUV
Compact SUV

Приведённые данные неоднократно пересматривались, а вплоть до 1980-х годов в основе этой классификации лежал параметр длины колесной базы. Ситуация такова, что «компакты» 1970-х годов по современным меркам соответствуют среднеразмерным, или даже полноразмерным автомобилям.

1.3.4. Классификация автомобильного транспорта в Японии

В Японии принята простая, удобная и понятная классификация:

Keijidosha - легкий класс (kei-cars) – автомобили, длина которых не превышает 3,4 м, ширина не более 1,48 м, высота не более 2 м, с объёмом двигателя не более 660 кубов.
Small size vehicles – малый класс, или «5 number» (по числу знаков в префиксе номера). Длина автомобиля не более 4,7 м, ширина до 1,7 м, высота до 2 м и двигатель не более 2000 см?.
Normal size vehicles – средний класс, или «3 number». Автомобили длиннее 4,7 м, шире 1,7 м, выше 2 м или с двигателями объемом более 2000 см?.

2. ШАССИ

Шасси легкового автомобиля рамной конструкции представлено на рисунке 1.6.


1 – рама; 2 – раздаточный узел (раздаточная коробка); 3 – коробка передач ; 4 – передний карданный вал; 5 – двигатель (силовой агрегат); 6 – система выпуска отработавших газов; 7 – задний карданный вал; 8 – запасное колесо; 9 – задний ведущий мост; 10 – топливный бак; 11 и 12 – передние и задние ведущие колёса.

Шасси обеспечивает передачу усилия от двигателя к ведущим колёсам, управление автомобилем и его передвижение. В состав шасси входит: 1) силовая передача (трансмиссия); 2) ходовая часть и 3) механизмы управления.

1.2.1 Трансмиссия

Трансмиссия (силовая передача) осуществляет передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам, трансформируя его (крутящий момент) в зависимости от условий движения автомобиля.

К механизмам трансмиссии относятся следующие узлы и агрегаты : сцепление , коробка передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности на вспомогательные механизмы (например, лебёдку), карданная передача, главная передача, дифференциал , приводы ведущих колёс и некоторые другие механизмы.
Главная передача , коробка передач и раздаточная коробка (при её наличии) обеспечивают суммарное передаточное число трансмиссии автомобиля.

Силовые передачи

автомобилей различного назначения могут иметь существенные отличия.
По степени приспособленности к дорожным условиям, силовые передачи можно разделить на:
1) трансмиссию автомобилей классической компоновки с колёсной формулой 4х2;
2) трансмиссию автомобилей с приводом на передние колёса с колёсной формулой 4х2;
3) трансмиссию полноприводных автомобилей с колёсной формулой 4х4.
При этом трансмиссия полноприводного автомобиля, сконструированного для эксплуатации в условиях бездорожья (т.н. – внедорожник) и трансмиссия полноприводного автомобиля, созданного для дорог с твёрдым покрытием, также будут отличаться.

Колёсная формула

Условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами: (общее число колёс) Х (число ведущих колёс) , при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо. Например, колёсная формула 4Х2 означает, что автомобиль имеет 4 колёса, 2 из которых ведущие. Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4Х4, 6Х6, 8Х8 и т. д.). В формуле может присутствовать третья цифра (после второй), разделяемая от неё либо точкой, либо косой чертой.
Третья цифра (2 или 1), отделённая от второй цифры точкой указывает наличие или отсутствия спарки колёс ведущей оси (т.н. - тип ошиновки ). Если используется цифра «2» значит, на ведущей оси установлены двухскатные (спаренные) шины, а цифра «1» указывает на то, что все колеса односкатные.
Для многоосных автомобилей третьей цифрой через косую черту в колёсной формуле могут указывать количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16Х16/12).

1.2.2 Ходовая часть

Ходовая часть автомобиля состоит из:
1) несущего основания;
2) передней и задней осей;
3) подвески;
4) колёс.

Главные узлы и механизмы автомобиля представляют собой все то, из чего и состоит тс. В этой статье мы попытаемся более тщательно разглядеть главные узлы и механизмы. Так головка цилиндров состоит из камер сгорания. В головки, представляющие из себя алюминиевое литье, впрессованы направляющие втулки клапанов. Изготовка втулок произведено из металлического литья в сборке с фосфором, в размере 0. 5 %.

В стену каждой камеры сгорания цилиндровых головок впрессованы седла выпускных и впускных клапанов, для сведения, седло выпускного клапана имеет наименьший поперечник, чем седло впускного клапана.

Выпускной и впускной каналы оборудованы на одной и той же стороне головки, что делает возможность произведения подготовительной воздушно-топливной консистенции во впускных каналах, которые владеют круглым сечением, равным в поперечнике 20 5 мм. Находятся они выше выпускных каналов, имеющих округлое сечение с размерами 22 мм х 30 мм.

На обратной стенке цилиндровой головки сделаны отверстия с резьбой для установки свеч зажигания. Характеристики отверстия: резьба имеет шаг М14, поперечник равен 1. 25 мм. На каждой свечной нише поставлена цифровая метка, которая значит номер соответственного подвода ВВ провода обозначенной свечки к распределительной крышке зажигания.

Все водяные галереи имеют соединение с выходным отверстием. Рядом с ним устанавливается термостат в корпусной оправе, имеющий впускные отверстия, которые размещаются в высшей части цилиндровой головки, поблизости с камерами сгорания.

Соприкасающиеся поверхности стен цилиндровой головки и камер сгорания подвергаются филигранной механической обработке. При всем этом непременно соблюдаются требования к чистоте и форме, что позволяет сохранить равновеликость всех объемов, во всех камерах сгорания, достигая схожей степени сжатия по всем цилиндрам. Такая обработка обеспечивает надежное соединение соединений.

Крепление цилиндровой головки к блоку делается по периметру с помощью 10 болтов с шаговой резьбой М11, с установлением шестигранных головок и 4 гаек, которые наворачиваются на шпильки М8. Один болт имеет длину 132. 5 мм, семь болтов с длиной 183. 5 мм каждый и два болта с длиной, равной 183. 5 мм. В каждой болтовой головке размещено шестигранное углубление для производства вероятной отдачи либо крепления прутковым ключом размером 10 мм.

Прокладки цилиндровых головок делаются из армированного материала, где отсутствует в составе материала асбест. Благодаря этому, достигается упругость прокладки. Нет необходимости в проведении дополнительной подтяжки болтов крепежного элемента цилиндровой головки после тыщи км пробега.

Высшая часть цилиндровой головки запирается крышкой, которая сделана из дюралевого сплава. В цилиндровую крышку встроена особая горловина, созданная для заливки масла, которая запирается пластмассовой пробкой. Плотность такового закрытия получается из-за внедрения резинового уплотнительного кольца с размерами 70 мм х 60 мм.

Для соблюдения плотности цилиндровой головки под крышку устанавливается особая уплотнительная резиновая прокладка.

Механизмы автомобиля, цилиндровый блок.

Описываем дальше механизмы автомобиля, так цилиндровый блок - это основная несущая конструктивная деталь в силовом агрегате. При изготовлении которого используются дюралевые сплавы с применением способа литья под давлением. Общая масса блока имеет массу тринадцать кг.

В нижней части цилиндрового блока размещаются три подшипника коренных шеек коленчатого вала.

Подшипниковые крышки имеют чугунное литье. Отсутствует взаимозаменяемость подшипников. Непременно должно находиться цифровое обозначение. 2-ая крышка на наружной стороне имеет резьбовое отверстие, созданное для крепления масляного насоса.

Крепление каждой крышки коренного подшипника делается с помощью болтов М11. Рекомендованное нужное усилие затяжки болтов в абсолютных цифрах имеет значение 67 ÷ 75 Нм.

В цилиндровом блоке предусмотрена установка каналов для подводки масла и охлаждающей воды.

Блочные отверстия для болтов крепления имеют необыкновенную резьбовую вырезку, которая начинается на 30 мм ниже по отношению к верхнему срезу отверстия. Таким макаром, обеспечивается наибольшая плотность стыковых узлов. При всем этом достигается существенное понижение концентрации напряжения литья вокруг имеющегося крепежного элемента. Главные узлы автомобиля с таким уровнем обеспечения герметизации, владеют более долгим сроком эксплуатации.

К нижней части цилиндрового блока, с помощью 9 болтов М6 делается крепление поддона картера.

Фабрики изготовители создают выпуск гильз из сероватого чугуна, с неотклонимым добавлением 0. 5 % фосфора. Установка гильз делается в цилиндровые отверстия блока.

С помощью охлаждающей воды промывается гильзовая поверхность с особенной тщательностью и соблюдением стерильности. Рабочая поверхность каждой гильзы подвергается хонингованию. При всем этом обеспечивается высочайшая степень чистоты и точности.

Все гильзы оборудуются 2-мя установочными поясками, какой-то из них размещается наверху, 2-ой на дистанции 2-ух третей от всей длины гильзы, в районе нижнего края гильзы.

Для гарантированной и правильной установкой гильз фабрики производители выпускают регулировочные, кольцевые шайбы. Изготавливая их из меди, с допустимой шириной 0. 10 мм, 0. 12 мм и 014 мм. Регулировкой с помощью шайб достигается нужный допустимый выступ гильзы из камеры сгорания, с допустимой величиной возвышения над поверхностью цилиндрового блока на 0. 07 ÷ 0. 13 мм.

Выпускаемые гильзы имеют номинальный внутренний поперечник 75. 5 мм, Владеют 3-мя классами систематизации — это A , B и C . Информация о классе гильзы нанесена на ее боковую поверхность. Гильзы не подлежат ремонту, вероятна только их подмена.

Сложно себе представить хотя бы один день современного человека без такого средства передвижения как автомобиль.

Как устроен автомобиль?

Рассмотрим устройство автомобиля на примере легкового транспортного средства - чаще встречаемого на сегодняшний день. Простая «легковушка» включает в себя некоторые структурные элементы:

1.двигатель и обслуживающие его системы (система питания, система охлаждения, система смазки, система выпуска отработавших газов);

2.трансмиссионную систему (сцепление, КПП, привода колес);

4.кузов (несущую части автомобиля);

5.рулевое управление;

6.тормозную систему (рабочую и стояночную тормозную системы);

7.электрооборудование (совокупность источников электроэнергии и их потребителей);

8.специальное доп. оборудование.

Двигатель и обслуживающие его системы

Считают «Сердцем машины». Более известные варианты его исполнения – бензиновый двигатель, дизельный двигатель или газовый двигатель.

Двигатель любого автомобиля не способен работать без обслуживания вспомогательных систем, обеспечивающих его правильную постоянную работу:

1.системы питания, которая приготовит и подаст горючую смесь в цилиндры;

2.системы смазки, которые служат чтобы уменьшить коэффициент трения узлов, частичного охлаждения двигателя и пр.;

3.системы охлаждения, необходимой для охлаждения двигателя и подержания его в нужном температурном режиме;

4.системы выпуска газов, которые отработали (или глушителя), нужной для отведения от мотора продуктов горения смеси.

Трансмиссия современных автомобилей

Заднеприводная МКПП используется в изготовлении автомобиля все реже . Ей на смену пришли модели с передним или полноприводным механизмом, причем как с механическим, так и с автоматическим типом КПП. Если давать определение, то трансмиссия автомобиля — это совокупность агрегатов, используемых для передачи крутящего момента к ведущим колесам. Как правило, она состоит из механизма сцепления, механической пяти-, реже шестиступенчатой КПП, карданного вала, передающего крутящий момент главной передачи при заднеприводной компоновке.

Ходовая часть автомобиля

Можно назвать ходовую часть авто комплексом узлов и различных агрегатов, с помощью которых автомобиль осуществляет движение. Ходовая часть имеет переднюю и заднюю подвеску, а также автомобильные колеса. В современных моделях чаще используют независимую подвеску. Каждое колесо причем крепится согласно своей системе к кузову.

Кузовная часть

Тоже может различаться. Самым простым критерием можно считать пространственную композицию, а также сочетание трех объемов: автомобильного мотора, багажника и пассажирского салона. Кроме этого важными являются также наличие крыши, центральной стойки. По своей конструкции кузов может быть закрытый, комбинированный и открытый.

В ассортименте компании «АВТОмаркет Интерком» можно найти широкий выбор основных агрегатов и узлов автомобиля. Заходите в наш интернет магазин и вы обязательно сможете найти то, что необходимо вашему автомобилю.

Любите свой автомобиль и следите за его «здоровьем»!

Поделиться: