Проблема человека в философии и понимание его сущности в разных философских направлениях. Iv. проблема человека в философии

Пьеса “На дне” как философская драма

Пьеса Горького “На Дне” написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на “дно жизни”, с другой- он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный - между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки - это мир “бывших людей”. Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств - открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Но мы считаем, что это удовольствие абсолютно необходимо; никто не избегает приятного ощущения прекрасного объекта. таким образом, для Канта красота - это то, что ему нравится в бескорыстном, универсальном и необходимом способе, в объектах, которые не имеют никакой цели. Вкус - это способность судить о предмете или представлении через удовлетворение или недовольство, без какого-либо интереса. Объект такого удовлетворения называется красивым. Прекрасным является то, что без понятия представляется как объект всеобщего удовлетворения.

Прекрасное - это то, что без понятия, универсально. Красота - это форма цели объекта, поскольку она воспринимается в нем без представления конца. Красиво, что, без понятия, известно как объект необходимого удовлетворения. Это, следовательно, знание не по понятиям, а по восприятию приятного, которое производит красивое; он называет этот «вкус» или способность судить о прекрасном и характеризует его прежде всего как «воображение в свободе», или воображение, свободное от определения понимания. Поскольку Кант «красивый» - это чувство.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке - Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена “правда факта”. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: “все так: родятся, поживут и умирают… Чего жалеть?” Мечты для него - стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: “у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают”.

Прекрасное появляется в Канте, особенно в объектах природы, объектах «свободной красоты». Произведение искусства отличается от продукта природы, в свою очередь, как работа по этому поводу. Особенность опыта красоты заключается в игре воображения с пониманием и выражается через отражение удовольствия, сущность которого доступна всем людям, созерцательна; поэтому он бескорыстный, не концептуальный и «без цели». Это основные условия эстетического суждения и являются предпосылкой для «автономии искусства».

В художественной красоте человек находит конкрецию чего-то понятного, но не может признать рационально. Таким образом, способность, что чувство прекрасных средств является свойством высоты человеческой души. Часто говорят, что с Кантом в первый раз сфера красивой приобретает свою автономию относительно эпистемологической территории и сферы нравственности. И это сказано, потому что от Платона до Канта философия всегда имела тенденцию определять истину, добро и красоту, тем самым путая, что на самом деле относится к разным соображениям о реальности.

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука - сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть “обухом” для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее: “для лучшего живет человек”. Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что “… ложь- религия рабов и хозяев. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею”. Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы “обойти” жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.

Когда мы оцениваем что-то «приятное», мы не требуем от нас согласия, а просто выражаем наше мнение. В этой сфере вкуса мы можем согласиться с тем предложением, в котором говорится, что «у каждого свой вкус» или «о вкусах нет ничего написано». Те, кто защищает эту точку зрения, считают, что невозможно согласовать вопросы вкуса. Те, кто так думают, это те, кто защищает эмпиризм вкуса, то есть они судят эстетические объекты в соответствии с нашими чувствами. Кант не разделяет это мнение. Хорошее. Хорошее - это то, что ценится, что имеет объективную ценность. В этой сфере мы можем различать то, что хорошо для чего-то, и то, что хорошо само по себе. Что показывает Кант, так это то, что добро соответствует нравственным действиям, и они не относятся к эстетической сфере, а только к морали. Однако следует отметить, что, хотя красивые и хорошие - разные чувства, оба соглашаются с тем, что они утверждают, что они универсальны и необходимы. Красивое: прекрасное - это то, что нравится без интереса. Отсутствие интереса - это условие возможности эстетического опыта. Истинный эстетический опыт - это то, что происходит без какого-либо интереса со стороны субъекта, который созерцает эстетический объект. В этом смысле он явно отличается от опыта приятного, в котором проявляется интерес чувств в чувственном наслаждении или морального опыта, в котором создается человеческая заинтересованность в достижении хорошего. Хотя в последнем случае это высший интерес, принадлежащий доброй воле, очевидно, что моральное действие несет в себе интерес самого человеческого совершенства.

  • Приятное - это то, что нравится чувствам в ощущениях.
  • Из приятных мы говорим, что нам это нравится.
Прекрасное не может быть объективным свойством вещей, но что-то, что рождается из отношения между объектом и субъектом; это свойство, которое возникает из взаимосвязи между объектами, которые мы рассматриваем, и нашим чувством удовольствия, которое мы приписываем самим объектам.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!”. Сатин убежден в следующем - необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. “ Всё в человеке, все для человека”. “Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга”. “Человек! Это звучит гордо!”.

Образ объекта, связанный с чувством удовольствия, измеренным им и оцененным в соответствии с ним, порождает суждение о вкусе. Этот суд не когнитивен, потому что чувство не есть понятие, и поэтому суждения о вкусе не являются теоретическими суждениями. Следовательно, красота - это то, что нравится в соответствии с суждением вкуса, и это подразумевает четыре характеристики.

Говорить о удовольствии без интереса равнозначно разговору о типе удовольствия, которое не связано с рудиментарным удовольствием чувств и не связано с полезным экономическим или моральным благом. Удовольствие прекрасного универсально, потому что оно справедливо для всех людей, и поэтому оно отличается от индивидуальных вкусов; однако эта универсальность не является концептуальной и когнитивной. Это субъективная универсальность, в том смысле, что она применима ко всем предметам. Красота - это форма цели объекта, поскольку она воспринимается без представления объектива. Прекрасное дает нам впечатление порядка, гармонии, то есть конца, которому способствуют элементы представленного объекта. Однако, проанализируя это впечатление, мы обнаружим, что никакая конкретная и конкретная цель не может дать нам поводов для этого. Эгоистическая цель удовлетворить наши потребности не может этого сделать, потому что мы чувствуем, что удовольствие от красоты бескорыстно. Ни утилитарная цель, благодаря которой прекрасное подчинено другому, потому что мы чувствуем, что прекрасное такое само по себе, а не тем, что оно служит чему-то другому. Также не завершается внутреннее, этическое и логическое совершенство, потому что к этому мы получаем концептуальное отражение, в то время как красивое ему нравится сразу. Исключая все определенные цели, у нас есть идея окончательности в ее формальном и субъективном аспекте как идея преднамеренного соглашения между сторонами в гармоничном целом. Прекрасное - это то, что признано, без понятия, как необходимое удовольствие. Очевидно, что это субъективная необходимость, а не логическая.

  • Объект «удовольствия без интереса» прекрасен.
  • Это красиво, «что радует универсально без понятия».
В чем заключается основа эстетического суждения?

Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и “герой слова”. В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: “Человек свободен, он за все платит сам…”.

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.

Основой эстетического суждения является «свободная игра и гармония наших способностей», которые объект создает у субъекта. Суждение вкуса является следствием этой свободной игры когнитивных способностей. Это чисто субъективное суждение объекта или представления, с которым оно дано нам, предшествует удовольствию, которое пробуждает объект и является основой этого удовольствия благодаря гармонии способностей познания. Однако на универсальности субъективных условий в суждении объектов основана только эта универсальная субъективная справедливость удовольствия, которую мы связываем с изображением объекта, которое мы называем красивым.

Пьеса Горького "На Дне" написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на "дно жизни", с другой- он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир "бывших людей". Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Идея о том, что бескорыстность является существенным условием эстетического опыта, присутствует в значительной части размышлений об эстетике в Истории мысли. Томасе, Шопенгауэре, Шиллере и т.д. кроме того, это идея, которая очень близка к здравому смыслу, потому что кажется, что эстетический опыт должен быть чуждо всем интересам, которые подавляют человека в чувствительном опыте даже в научном. Теперь, насколько в эстетическом опыте возможна бескорыстность? Не будет ли всегда, даже не осознавая этого, определенный интерес ко всем эстетическим созерцаниям?

Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена "правда факта". Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: "все так: родятся, поживут и умирают Чего жалеть?" Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: "у всех людей души серенькие все подрумяниться желают".

Мы считаем, что незаинтересованность следует рассматривать как критериальный предел эстетического видения, так что, хотя мы никогда не сможем достичь абсолютно нейтрального отношения и созерцания, мы можем сказать, что отношение будет более эстетичным, тем более бескорыстным является, зная, что во всем опыте всегда могут быть незаинтересованные элементы.

В чем разница между испытанием «Мне нравится эта роза» и «эта роза прекрасна»? Это лингвистическое различие, которое необходимо проанализировать. С точки зрения кантианцев существует различие требований действительности. В первом случае мы не требуем, чтобы кто-то согласился с нами, но мы просто соглашаемся выпустить наше мнение об этом цвете. Однако в суде «эта роза прекрасна», ее формулировка сама по себе несет в себе требование, чтобы все возможные собеседники также согласились с нами. И это потому, что для Канта мы также можем согласиться на вопросы вкуса, поскольку все люди участвуют в одних и тех же рациональных структурах.

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть "обухом" для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее: "для лучшего живет человек". Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что "Е ложь- религия рабов и хозяев. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею". Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы "обойти" жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.

В этой связи Кант говорит об эстетическом здравом смысле, в котором участвуют все люди, и благодаря которым можно согласиться с эстетической сферой. Точно так же, как мы можем договориться в области науки и нравственности, мы также можем установить соглашение по вопросам, касающимся красоты и искусства.

Свободная красота - это красота объектов Природы. В этом смысле красота Природы не подчиняется правилам, но мы рассматриваем ее эстетически как объект, идеал красоты которого навязывается сам по себе. Напротив, это происходит с искусством, типичным примером приверженной красоты, потому что, хотя произведения искусства явно зависят от свободы, воли и оригинальности художников, они должны исполняться в соответствии с канонами или принципами красоты и в соответствии с некоторыми техническими правилами, которые художник должен всегда иметь в виду.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного взаимоотношения к человеку: "Надо уважать человека! Не жалетьЕ не унижать его жалостью,... уважать надо!". Сатин убежден в следующем- нужно не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. " Всё в человеке, все для человека" . "Существует только Человек, все остальное - дело его рук, его мозга". "Человек! Это звучит гордо!".

Чтобы хорошо рисовать, необходимо иметь вдохновение, но и овладеть техникой; также писать стихи. Кроме того, у возможных созерцателей искусства всегда есть предварительная концепция того, как должно быть произведение искусства. При всем этом Кант даже скажет, что истинный эстетический опыт - это то, что обеспечивается прекрасными объектами Природы, потому что в нем человек чувствует себя намного свободнее, чем в опыте художественных объектов.

Для Канта красота выражается чувством удовольствия, которое возникает в уме из-за гармонии, которая возникает между способностью познания и способностью чувства, гармонией, которую Кант называет «свободной игрой» наших способностей познания и чувствовать. Таким образом, в Канте обнаруживается субъективизация традиционной концепции красоты как гармонии. Согласно Канту, объект прекрасен, когда его свободное и бескорыстное созерцание производит в человеческом разуме «гармонию» между нашими знаниями и нашей чувствительностью.

Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и "герой слова". В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: "Человек свободен, он за все платит сам".

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.

Поделиться: