Скульптуры Родена: фото с описанием. Скульптура Огюста Родена «Вечная весна

«Если у вас есть замок»-2

В музее «Царицыно» с 19 сентября по 4 ноября 2012 г . проходила выставка работ великого французского скульптора Огюста Родена (Rodin Franсois-Auguste-Rene, 1840–1917) из собрания Патрика Карпентье и Сержа Гольденберга.


Прежде чем отправиться на выставку в Хлебный дом, подойдем к скульптурам, отлитым в натуральную величину. Они стоят около входа в Большой дворец и кажутся небольшими на его фоне. Но это только издали.



(Ниже в подписях указан год создания гипсовой формы самим Роденом и мастерская, в которой делали современную отливку. Вся коллекция, показанная на выставке сделана в 1998 году, в трех литейных домах Франции и США).
Слева-направо:
Мыслитель. 1903
Граждане Кале. 1889
Поцелуй. 1888–1889
Памятник Бальзаку. 1898

На выставке представлены, в основном, известные произведения Родена. Их изображений много в сети, как и информации о жизни и творчестве скульптора, поэтому подробно на этом материале останавливаться не буду. Несколько фрагментов дам ниже.

Часть памятника «Граждане Кале»


Многие скульптуры, которые мы привыкли воспринимать как самостоятельные произведения, являются частями грандиозной композиции «Врат ада». Так, осматривая массивную фигуру «Мыслителя», вспомним, что она предназначена для восприятия с большого расстояния – ее место на «Вратах ада» достаточно высоко. А здесь мы можем дотронуться до нее рукой! (Вот-вот! Скульптуры на Дворцовой площади, выставленные за несколько дней до открытия выставки, посетителям так понравились, что они начали активно общаться с ними. Пришлось экспонаты огородить решетками. Когда я увидела эти скульптуры в следующий раз, вместо загородок появились деликатные надписи-просьбы об уважительном отношении к произведениям искусства).
В экспозиции представлен еще ряд работ из «Врат ада».

На торжественном открытии выставки в атриуме Хлебного дома выступили (слева-направо ): Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Александр Безруков, главный художник музея, работавший над экспозицией, Давид Бернштейн, у микрофона – заместитель по научной работе Ольга Докучаева, организаторы международного проекта: генеральный директор «Modern art Gallery» Светлана Рисунова, арт-дилер и специалист в области искусства ХХ века Патрик Карпентье.
Аудио-ролики с фрагментами выступлений на открытии выставки – в конце поста.

Патрик Карпентье дает интервью телеканалу у скульптуры «Бронзовый век». 1877. Литейный дом Valsuani, Франция


Анфилада небольших залов Хлебного дома. Здесь расположились 38 скульптур Родена меньшего размера, листы из альбома фирмы Гупиль и другие материалы.




Ценность живописного полотна или мраморной скульптуры – в уникальности.
Произведениям скульпторов, работающих в бронзе, «повезло» – их можно тиражировать. Благодаря этому мы можем сегодня увидеть многие произведения Родена на этой выставке, побывавшей в ряде стран. После Петербурга коллекция приехала в Москву.
Выставка привлекает внимание большим количеством работ, а также, в связи со своей необычностью (т. е. не музейностью экспонатов), и попутными интригующими вопросами, порой не художественного свойства.
Первая мысль, которая возникла при известии о выставке, – как удалось собрать такую большую коллекцию старого мастера, работы которого находятся в музеях?
И другие вопросы, которые почему-то не возникали раньше в музейных залах.
Например, что же такое бронзовая отливка?
Как ее делали при жизни автора и в наше время?
Сколько копий можно отлить по форме, созданной самим автором?
Насколько отливка соответствует оригиналу?
Что означает термин «всенародное достояние» после окончания срока авторских прав (во Франции, как и у нас – 70 лет). Почему оно, в конце концов, оказывается чьим-то, но не «всенародным»?
Может быть, стоит доходы от этого «достояния» пускать на нужды культуры в соответствующей стране?

На некоторые вопросы организаторы отвечают в текстах на выставке:
« ОТЛИТЫЕ ИЗ БРОНЗЫ СКУЛЬПТУРЫ О. РОДЕНА И ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Бронзовые статуи занимают особое место в ряду предметов искусства.
Несмотря на то, что скульптор ваял их модели из гипса и из воска, бронзовые отливки этих произведений считаются подлинными шедеврами.
В отличие от не подлежащей тиражированию живописной картины, они существуют в нескольких экземплярах. Многочисленные экземпляры скульптур отливались при жизни и после смерти Родена.
В отношении скульптур, отлитых по гипсовым или восковым оригиналам, французское законодательство не делает различия между прижизненным литьем и бронзовыми скульптурами, отлитыми после смерти мастера.
Согласно современному французскому законодательству скульптура из бронзы считается подлинной, если она отливалась по гипсовому или восковому оригиналу, созданному самим скульптором, в рамках тиража, не превышающего 12 экземпляров. Однако этот закон под названием «Декрет Маркуса» был принят в 1981 году. Роден, конечно же, никогда таких правил не придерживался. Например, крупноформатный «Мыслитель» отливался 21 раз, то есть тиражом в 21 экземпляр, – сначала самим ваятелем, затем его правопреемниками...
Даже через 70 лет после смерти мастера можно возобновить отлив в бронзе новым тиражом («second cast»), конечно, сопровождая его указанием на это! Одним из условий такого процесса является использование литейного слепка из гипса в точном соответствии с формой, созданной скульптором, чего на практике добиться чрезвычайно трудно. Эти формы, как правило, разбросаны по музейным и крупным частным собраниям. Потребовались годы усилий и поисков, чтобы собрать эту коллекцию...
ТЕХНОЛОГИЯ БРОНЗОВОГО ЛИТЬЯ
Бронза - это сплав металлов: меди (85-90 %), олова (7-12 %), цинка и свинца.
Человек умеет изготавливать изделия из бронзы вот уже 5000 лет. Сперва – это были предметы посуды, оружия, украшения. Со временем древние египтяне, греки и римляне научились отливать статуи из бронзы для воздаяния дани богам. Бронзовое изделие как произведение искусства появляется лишь в XVI веке.
Технология бронзового литья – это переводная технология переноса формы, которая позволяет перейти от первоначальной модели, созданной мастером, к ее воспроизведению из металла.
Сам Роден называл свои работы из бронзы «бронзовыми репродукциями своих моделей из глины».
…………………….
Крупноформатных отливок «МЫСЛИТЕЛЯ» в мире насчитывается 21 экз….
«ВРАТ АДА» – 7 экз. Все отливались после смерти скульптора….
Статуя БАЛЬЗАКА – 13 экз. Изготовлены после смерти ваятеля с 1931 по 1970 год….
Скульптурной группы «ГРАЖДАНЕ КАЛЛЕ» – 12 экз. Их отлив начался в 1895 году и окончился в 1996 году, то есть длился целый век. 4 экземпляра были отлиты при жизни Родена…».

Для качества отливок важна точность воспроизведения авторской модели. Чем меньше оттисков с нее делали, тем сохраннее форма и точнее отливки.
В XIX веке технология бронзового литья усовершенствовалась, и работы скульпторов стали тиражировать в большом количестве и разном масштабе. По нормам международного права на современных отливках стоит маркировка, отмечающая количество экземпляров и номер отлива.
По завещанию Родена 1916 года все его работы и рукописи переходили государству.
При жизни Роден позволял в большом количестве производить копии своих скульптур для продажи. Так, сообщают, например, тираж «Вечного идола» – 231 копия; «Поцелуй» – 319 копий. После смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Авторизованные скульптуры есть во многих музейных собраниях по всему миру.

Но вернемся к возвышенному. Хотя в случае с Роденом возвышенное и земное часто идут рядом.
Поднимемся на второй этаж Хлебного дома.
Нас встречает блестящая (в прямом и переносном смысле) уменьшенная копия «Бронзового века». 1903. Литейный дом Gantz,США




и Бюст Родена работы Камиллы Клодель (в виде репродукции).


Показываю скульптуры в хронологическом порядке – по времени создания гипсовой формы. Сначала крупные, затем небольшие работы.

У тех, кто впервые начнет знакомиться с творчеством Родена на этой выставке, может сложиться не совсем верное впечатление о скульпторе. Хотя собрание и велико по московским меркам, но это – отдельные работы, оказавшиеся вместе по воле случая (благодаря сохранившимся гипсовым моделям). Кроме того, размах и мощь гаснут в «настольных» копиях больших работ.
А небольшие «Врата ада»? Подготовительный этюд, практически набросок в гипсе, тоже можно отлить в бронзе. Но стоит ли? Ведь по нему совершенно невозможно представить окончательный вариант (его размеры: 635х400х85 см.).
Врата ада (этюд). 1881. Литейный дом Valsuani, Франция

Для более полного знакомства с Роденом, придется поискать серьезные источники. Зато экспозиция, думается, даст много для более глубокого изучения творчества мастера при сравнении вариантов скульптур и графических эскизов.

Женщина, сидящая на корточках. 1881. Литейный дом Gantz,США


Роден часто дорабатывал, изменял свои модели. Поэтому вариантов гипсовых форм тоже немало. Например, прямо на выставке мы можем сравнить два «Поцелуя».
Первый (уменьшенный) – находится в Хлебном доме. 1882. Литейный дом Airaindor, Франция
(сравнивать на экране удобнее фрагменты)




Второй (в натуральную величину) – перед дворцом. 1888–1889.
Литейный дом Valsuani, Франция




Скульптурам здесь явно не хватает жилплощади. И небольшие, и более крупные работы Родена требуют свободы, воздуха. Перегородки в небольших залах – не лучший вариант экспозиции.
Размышление (слева ). 1900. Литейный дом Valsuani, Франция
Тень (справа ). 1886. Литейный дом Gantz,США




Другая извечная проблема – недостаточное освещение. Сделать идеальный свет на выставке, где представлены и скульптура, и графика, видимо, невозможно. Листам из старинного альбома освещение вредно. А с
вет одиноких желтых фонариков падает, в основном, на затылки и другие выпуклые части скульптур.
Ева. 1883. Литейный дом Gantz,США

Увидеть, что скрывается в таинственном сумраке, нам здесь поможет вспышка, которой пришлось злоупотреблять при съемке.
А вот зрителям на выставке уже ничто не могло помочь…




Интересно сравнить одно и то же произведение, выполненное в бронзе и мраморе. Ниже показываю вариант из ГМИИ им А. С. Пушкина (в коллекции музея хранится 12 работ Родена).
Ева. 1881. Мрамор. Уменьшенное повторение терракотовой скульптуры из музея Родена в Париже. Выполнена в мастерской Родена его учеником Э. А. Бурделем. Вариант отличается от бронзовой модели предназначенной для «Врат ада». Скульптура была приобретена в Париже М. А. Морозовым, старшим братом известного коллекционера.

Похоже, лучшего материала для изображения женского тела, чем белый мрамор не найти!

Менее известные работы:
Минотавр. 1885. Литейный дом Gantz,США

Фрагмент




Воскрешение Адониса. 1889. Литейный дом Airaindor, Франция


Утренний туалет Венеры. 1890. Литейный дом Airaindor, Франция

Фрагмент




В трех работах (плюс голова), посвященных Бальзаку видно, как скульптор шел от реалистического образа к символу, свободному от суетных деталей.
Этюд с обнаженной натуры G. 1893. Литейный дом Airaindor, Франция

Бальзак в монашеской рясе. 1893. Литейный дом Gantz,США
(Располневший писатель носил рясу)

Фрагмент




Голова Бальзака. 1897. Литейный дом Airaindor, Франция




Памятник Бальзаку. 1898. Литейный дом Valsuani, Франция




Родена увлекали трудновыполнимые задачи, которые до него никто и не ставил. Запечатлеть момент быстрого, неординарного движения – что может быть сложнее?
Ирида, посланница богов. 1895. Литейный дом Gantz,США

Нижинский. 1912 . Литейный дом Gantz,США

Вечная весна. 1898. Литейный дом Airaindor, Франция


И как раз такой же ракурс оказался у меня из ГМИИ им А. С. Пушкина. Сравним?
Вечная весна. 1884. Отливка мастерской Барбедьена




Тень, торс. 1902. Литейный дом Airaindor, Франция


Дальше малогабаритные скульптуры в витринах, из «Врат ада»:
Ирида, пробужденная нимфой. 1885. Литейный дом Airaindor, Франция


Проклятые женщины. 1887–1890. Литейный дом Airaindor, Франция


Творчество Родена плохо связывается у меня с «кабинетными» вариантами его известных больших скульптур. У мраморной Данаиды волосы струились белоснежным водопадом, стекая с чудесного изгиба шеи, а в витрине – малоформатный вариант в бронзе. Он выкрашен (как и многие другие скульптуры) в сплошной блестящий черный цвет, скрывающий благородный цвет бронзы, а заодно и мелкие неровности, делающие материал «живым». Такое впечатление, как будто Данаида попала под нефтяную струю.
Данаида. 1895. Литейный дом Airaindor, Франция


Старое дерево. 1896. Литейный дом Airaindor, Франция

На рассматривание 133 листов репродукций офортов Родена из альбома фирмы Гупиль можно потратить целый день! Большинство из них – это подготовительные этюды, наброски. Они были отобраны для издания из 1500 рисунков и офортов. Альбом был издан при жизни автора тиражом в 125 экземпляров.
Выбираю для примера два листа:
Возвращение с шабаша. Лист № 115.1897


Этюд. Пастораль. Лист № 121. Офорт, соус.


В юности у меня сложился образ сурового, жестокого и могучего человека, упрямо, вопреки всему и всем создающего то поэтичные, то грубовато-мощные скульптуры так, как считал нужным. И он всегда побеждал – если не при жизни, то после смерти. Прекрасный роман о нем Дэвида Вейса «Нагим пришел я…» у нас был переведен еще в 1969 году.
Исследователи причисляют Родена к нескольким направлениям искусства одновременно: реализму, романтизму, импрессионизму, символизму. Возможно ли это? А может быть великого художника просто невозможно втиснуть в «направления»? Обычно или он своей самобытностью порождает новое течение, или является уникальным. На то он и «великий».

Роден сегодня в моде? Недавно музей Родена предлагал в ГУМе выставку-продажу скульптур небольшого размера.
Если у вас есть замок, вы можете украсить его не только старинными шпалерами, но и бронзовыми шедеврами великого мастера. Так из Петербурга на выставку в Царицыно не доехали четыре произведения – остались жить там.

P. S. Когда я оказалась в Царицыне в третий раз, шел дождь. Граждане Кале казались еще несчастнее. Влюбленные целовались, не замечая крупных капель, которые блестели на их черных телах. На пальцах Паоло местами уже блестела бронза, протертая, видимо, влюбленными парами «на счастье». С бровей Мыслителя стекали капли. Он казался куском скалы, противостоящим стихиям, еще более мощным и даже угрожающим, поскольку уже темнело. Дождевая вода скапливалась у ног Бальзака, но он не замечал ее, мечтательно глядя на Москву...

Аудио-ролики с фрагментами выступлений на открытии выставки.
Директор музея Александр Безруков:

Художник музея Давид Бернштейн:

Патрик Карпентье:

Французская экспрессия, нашедшая отражение в камне. Полет фантазии, остановившееся мгновение, ярко выраженная чувственность работ. Все это скульптуры Родена.

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого художника, который внес громадный вклад в мировую культуру. Кроме этого, он совершил революционный прорыв в скульптуре.

Биография

Огюст Роден был вторым ребенком от второго брака парижского чиновника. У него была старшая сестра Мари, которой удалось упросить отца отправить брата в Малую школу. Там мальчик начинает осваивать свою будущую профессию.

Он интересуется всем, что связанно со скульптурой, посещает разные курсы, но успехом его попытки не отличаются. Например, в Школу изящных искусств он не поступил и с третьего раза. После смерти сестры у юноши начались проблемы, и он на короткое время забросил этот вид деятельности.

Вернул его на «путь истинный» священник Пьей Эймар, к которому Роден поступил послушником в сложный период жизни. В 24 года юноша знакомится со швеей Розой Бере, которая повлияла на его уверенность. После начала их отношений Огюст открывает свою первую мастерскую.

После признания в сорокалетнем возрасте у художника начинается бурная жизнь. Он получает первый государственный заказ на портал в парижском музее, с которым так и не справился. Знаменитая скульптура «Мыслитель» Родена, как и многие другие, изначально планировалась как часть этой композиции.

В последние годы Роден разбогател, приобрел себе поместье, от правительства ему был выделен целый павильон. Под конец жизни скульптор подрабатывал созданием бюстов и портретов высокопоставленных европейцев. Среди его клиентов были генералы, артисты и даже короли.

Становление

Работы французского скульптора долгое время не находили отклика в сердцах критиков и общества. Начал он как декоратор, позже открыл первую мастерскую в конюшне. Ему было чуть больше двадцати лет.

Первой значительной работой для Родена был бюст Биби, сегодня это произведение известно как «Человек со сломанным носом». Но публика узнала о нем только спустя несколько лет, так как Парижский Салон с первого раза его не согласился выставить.
Скульптуры Родена постепенно совершенствуются. Набольшее влияние в его жизни имели две женщины - Роза и Камилла. Именно их образы отражены в большинстве произведений.

Позже Огюст начинает применять на практике идею «воплощения движения в камне». Так появляются работы «Шагающий» и «Иоанн Креститель». Натурщиком для них стал безвестный итальянский крестьянин, который предложил скульптору свои услуги после возвращения последнего из Италии.

Окончательное же признание приходит к Родену после сорока лет. Значительным событием, которое повлияло на всю следующую жизнь художника, стало знакомство с Антоненом Прустом. Это был французский министр изящных искусств, который, как и Огюст Роден, посещал салон мадам Жюльетты Адам.

Врата ада

Сейчас речь пойдет о самой известной и значимой композиции Огюста Родена. Этому шедевру он посвятил всю жизнь. «Врата ада» впоследствии вылились в основную массу статуй, автором которых является Роден. Скульптуры с названиями «Поцелуй», «Мыслитель» и многие другие когда-то были лишь зарисовками в процессе создания шедевра.

Вы будете поражены, но над этим произведением француз трудился более двадцати лет. Композиция была заказана как оформление для входных дверей парижского музея В это время его постройка только планировалась.

Примечательно то, что с этого момента начинается официальное признание скульптора в высших кругах. До восьмидесятых годов девятнадцатого века его работы оценивались слишком неоднозначно. Большая часть вообще воспринималась как выпад в сторону моральных принципов общества. Но после начала работы над первым государственным заказом скульптуры Родена пробуждают интерес у коллекционеров из разных стран.

На самом деле мастер не успел закончить «Врата ада» до своей кончины. Они были воссозданы и отлиты окончательно из бронзы уже после его смерти. Многие же статуи, являвшие собой составную часть композиции, превратились в самостоятельные произведения искусства.

В чем же заключался замысел оформления входной двери музея? Окрыленный Огуст Роден взялся воплотить на этом холсте всю человеческую жизнь. Он за основу взял поэму Данте Алигьери, однако в процессе работы на него огромное влияние оказали Бодлер и французские символисты. Когда это все попало на благодатную почву личного импрессионизма автора, начали получаться настоящие шедевры. Далее мы поговорим о них более подробно.

Вечная весна

Скульптура Родена «Вечная весна» является воплощением импрессионистических настроений автора. В ней он выразил истинную суть страсти в тот момент, когда уже ничего больше не осталось. Это та секунда, когда рушатся все запреты и отключается разум.

Композиция показывает встречу молодого юноши и девушки где-то в парке или лесу. Их тела обнажены, но поданы в расплывчатой манере, благодаря которой автор показывает время события. Страсть охватила молодую пару в сумерках.

Девушка изящно изогнулась, но ее поза показывает, что она лишается сил, млея под любовным натиском юноши. Именно благодаря остановленному мгновению и стала шедевром скульптура «Весна».

Роден задолго до создания этой композиции начал исследовать женскую чувственность, работая с натурщицами. Кроме этого, большинство скульптур были вдохновлены эксцентричными отношениями с Камиллой Клодель. Страсть Родена к этой женщине выразилась в «Поцелуе», «Вечной весне» и других откровенно эротических композициях.

Поцелуй

Скульптуры «Весна» и «Поцелуй» Родена поражают образами женщин, изображенных в них. Давайте подробнее остановимся на последней.

Итак, скульптура Родена «Поцелуй» вначале называлась «Франческа да Римини». Только в 1887 году критики дали ей прозвище, которое закрепилось благодаря содействию средств массовой информации.


У этого произведения просто потрясающая история. Оно создавалось под влиянием «Божественной комедии». В этой поэме рассказывается об этой героине. Она влюбилась в младшего брата своего мужа. Их встречи происходили во время чтения рассказов о Ланселоте. Заметив страсть, сквозившую в их взглядах, муж Франчески убил обоих. Трагедия описана в Пятой песне Второго круга Ада.

Примечательно, что в скульптурной композиции поцелуя не происходит. Их губы близко друг к другу, но не соприкасаются. В правой руке молодой человек держит книгу. То есть этим автор хотел сказать, что «платонические» любовники погибли, не согрешив.

Главное отличие роденовских женщин - в равном положении с мужчинами. Они не подчинены, а находятся на позиции партнера, испытывая такие же чувства по силе. Также у них есть идентичные с противоположным полом права на реализацию стремлений.

Когда в Чикаго на выставку была отправлена уменьшенная бронзовая копия «Поцелуя», комиссия жюри не разрешила выставлять ее на всеобщее обозрение. Она находилась в закрытой комнате с допуском только при записи и разрешении. Основанием такого отношения был явный эротизм момента, который выражает композиция. Кроме этого, античная естественность фигур не совсем принималась в американском обществе того периода.

Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Первая находится в музее Родена и была создана по заказу правительства Франции за 20 тысяч франков. Вторую купил коллекционер из Англии, но она не оправдала его ожиданий и долгое время находилась позади конюшни. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. Третья копия находится в Копенгагене. Еще три скульптуры купил музей д’Орсе. Таким образом, изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора.

Мыслитель

Сейчас мы с вами поговорим о самом знаменитом произведении Скульптура «Мыслитель» Огюста Родена была создана за два года, с 1880 по 1882.

Эта статуя несет на себе влияние гениального Микеланджело Буонаротти, итальянского писателя Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Первоначальное название скульптуры - «Поэт». Этот макет был когда-то частью скульптурной композиции «Врата ада». Сегодня же работа выставлена в парижском музее этого художника.

Как и для многих других композиций, Огюсту Родену позировал парижский боксер и уличный боец Бо Жан. Он обладал атлетическим телосложением и хорошим рельефом мышц. Примечательно, что эта скульптура выполнена с максимальной аллегоричностью. Автор постарался выразить физическую мощь в отрыве от образа конкретного человека.

Удивительно, но скульптура «Мыслитель» Родена впервые была показана публике в датской Позже она была отлита в бронзе и экспонировалась в Париже. Размер новой бронзовой версии был увеличен до 181 сантиметра. До 1922 года он находился в Пантеоне, а после - в музее Родена.

Примечательно, что на открытии скульптуры в Пантеоне в 1904 году автор заявил, что данная композиция является памятником рабочим Франции.

Сегодня существует более двадцати копий этой статуи во Франции и других странах. Например, в Филадельфии, возле роденовского музея, в Копенгагене, возле входа в

Граждане Кале

Совершенно новый подход к искусству выделяет из массы скульптуры Родена. Фото композиции «Граждане Кале» только подтверждает это.

Если попытаться проанализировать эти статуи, можно прийти к неоднозначным выводам. Новаторство художника выразилось в первую очередь в отсутствии постамента. Огюст Роден настаивал на положении фигур на уровне прохожих, кроме этого, важной была оговорка по поводу их величины. Они планировались в человеческий рост.


Почему для художника важны были такие условности? Чтобы понять это, следует обратиться к истории, которая послужила основой для памятника.

Во время английский король осадил город Кале. Жители, отказавшись сдаваться, заперли ворота и приготовились к длительной блокаде. Осада продлилась более года. Запасы провианта заканчивались, и население Кале вынуждено было сдаться.

Английский монарх Эдуард III предъявил следующие условия, на которых он примет капитуляцию. Ему должны были выдать шесть богатых и именитых горожан, чтобы он их казнил. Но жребий не понадобился. Первым вышел Юсташ де Сен Пьер, богатейший банкир в городе. Он решил принести себя в жертву ради спасения любимого города. За ним вышли еще пятеро знатных горожан.

Пораженная таким самопожертвованием, жена английского короля упросила мужа помиловать их. Эта шестерка не была казнена.

Таким образом, скульптуры Родена символизируют то, что героизм скрывается в каждом из нас. Нужно только создать определенные условия для его проявления.

Бронзовый век

У следующей работы великого французского скульптора очень интересная история. Она содержит в себе восхищение художника от посещения памятников эпохи Возрождения и неспособность академических кругов принять новые идеи.

Итак, чем же провинился перед искусством Огюст Роден? Скульптуры обычно изображают в материальном плане какую-то идею. Она может быть как абстрактной, так и конкретной.

Сложность заключалась в том, что, создавая скульптуру, позже названную «Бронзовый век», автор не стал отвлекаться на детали. Он просто сделал слепок с тела бельгийского солдата, поразившего его атлетичностью своего телосложения.

Позже по этому слепку была просто отлита бронзовая фигура. Именно это и возмутило большинство критиков. Они посчитали, что это не выражение искусства, а просто обычный любительский проект. Но французская творческая элита отстояла скульптуру Родена.

Что же говорит по этому поводу сам автор? Он хотел в фигуре этого солдата выразить все мужество солдат Франции. Но в процессе работы над произведением была полностью изменена концепция. Окончательный вариант предполагал вызвать в зрителях ощущение восстания и пробуждения человеческой мощи, а не послужить отражением страданий.

Если внимательно приглядеться к фигуре, мы заметим очевидное подражание Буонаротти «Умирающий раб». Действительно, это так, ведь работа была создана после путешествия по Италии.

Наследие

На сегодняшний день официально существуют три музея в мире, посвященные творчеству этого художника. Выставляются скульптуры Родена в Париже, Филадельфии и Мёдоне, где находится могила и бывшая вилла мастера.

Огюст Роден при жизни позволял снимать копии со своих творений для коммерческих целей. Так, в литейных мастерских официально было произведено более полутысячи дубликатов скульптур «Вечный идол» и «Поцелуй».

Благодаря такой политике великого мастера, его шедевры в виде копий находятся в самых именитых музеях мира. Их можно найти среди экспонатов в Эрмитаже (Санкт-Петербург), музее имени Пушкина (Москва), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Метрополитене (Нью-Йорк), музее Копенгагена и других заведениях.

Однако в 1956 году во Франции официально был принят закон, который запрещает считать подлинными все уже сделанные копии, начиная с тринадцатой. Юридически же с этого времени позволялось снимать с каждого творения Огюста Родена только двенадцать копий. Но поскольку все права после смерти художника перешли его французскому музею, то права наследников это решение не затрагивает.

Оценки критиков

Мы с вами познакомились с таким феноменом французской культуры, как Огюст Роден. Скульптуры этого художника попали во многие Чем же так полюбился зрителям его стиль? Давайте послушаем мнения критиков.

Творчество Родена насквозь пронизано двумя новаторскими идеями, с помощью которых он произвел революцию в искусстве конца девятнадцатого - начала двадцатого века.

Во-первых, это движение. Его творения живут собственной жизнью. Они просто на секунду замерли под испытывающими взглядами зрителей. Кажется, пройдет миг, и они вновь начнут дышать, их вены будут пульсировать, а фигуры - двигаться.

Для создания такого эффекта мастер часами наблюдал и делал зарисовки с обнаженных натурщиков, которые ходили по его студии. Причем он категорически не признавал услуг профессиональных позеров. Огюст приглашал только молодых людей из простого народа. Рабочих, солдат и прочих.

Во-вторых, это эмоциональность. Автор считал, что скульптуры живут собственной жизнью, изменяясь вслед за своим творцом. Поэтому Роден не признавал завершенности и канонов. Во время работы француз делал серию слепков натурщиков под разными углами. Так постепенно формировались его шедевры, получаясь из калейдоскопа деталей, увиденных с нескольких ракурсов.

Итак, мы с вами сегодня познакомились с жизнью и творчеством Огюста Родена, одного из величайших скульпторов девятнадцатого века.

Путешествуйте чаще, дорогие друзья! Наслаждайтесь жизнью во всех ее проявлениях.

Скульптура Огюста Родена «Вечная весна» , выполненная из цельного белоснежного мрамора, станет одним из самых дорогих торгов аукциона Sotheby"s, который пройдет 9 мая в Нью-Йорке. Всего известно десять мраморных воплощений этой работы мастера, одна из которых - 1906 года - хранится в государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Представленная на аукционе скульптура была вырезана в 1901-1903 годах. Эстимейт - $8,000,000-12,000,000.

«Вечная Весна была одной из самых знаменитых скульптур Родена 1880-х. Тема обнимающих друг друга влюбленных захватила воображение Родена, напомнив историю Паоло и Франчески, мифических любовников Данте, которые были обречены встретить вечность в заключении вихря своей страсти», - сообщают эксперты аукционного дома Sotheby"s


Бронзовая скульптура Огюста Родена «Ева» - самое дорогое произведение искусства, выставленное на торги аукционного дома Bonhams, которые пройдут 11 мая в Нью-Йорке. Оценочная стоимость виртуозной работы французского мастера - $1,000,000-1,500,000.

«Ева Родена предстает в момент изгнания из рая. Она - одновременно первая женщина, созданная божественно безгрешной, и мать несовершенного человечества. Искусительница и изгнанница, покинувшая Эдем, шаги которой предопределили судьбу, сделав первой матерью человеческой расы. Небрежный реализм мышц фигуры придает человечность и повествовательную силу традиционной иконографии. Ева обвивает себя, защищая в объятиях и поднимая одну руку, пытаясь защититься от божьего гнева», - рассказывает Bonhams.


Изначально скульптура Евы была задумана как пара Адаму - статуи первых грешников должны были обрамлять «Врата ада», представляющие собой портал Музея декоративного искусства в Париже. Для своих 186 персонажей «Врат ада» скульптор черпал вдохновение в «Божественной комедии» Данте, «Страшном суде» Микеланджело, флорентийском баптистерии Лоренцо Гиберти, «Цветах зла» Бодлера. Заказ остался незавершенным, и по воле судьбы каждый скульптурный образ обрел свою жизнь в бронзе, мраморе и камне. Среди самых известных - роденовский «Поцелуй», вдохновленный историей Паоло и Франчески, и «Мыслитель», задуманный как портрет Данте. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней» Родена. Образ праматери нашел воплощение в 1883. Представленная на торгах Bonhams патинированная бронзовая скульптура была отлита между 1925 и 1935 годами.

Райнер Мария Рильке, некоторое время бывший секретарем Огюста Родена, писал о «Еве»: «Однако и жест стоящего развивается дальше, замыкается, свертывается, точно горящая бумага, становится сильнее, независимее, взволнованнее. Таково изваяние Евы , первоначально предназначавшееся для Адских врат . Голова глубоко погружается во мрак рук, стиснутых на груди, как от холода. Спина согнута, шея вытянута почти горизонтально, все тело наклонено вперед, словно для того, чтобы услышать, как в нем самом начинает шевелиться чужая будущность. Кажется, тяготение этой будущности воздействует на все чувства женщины и влечет ее из рассеянной жизни в глубокую смиренную кабалу материнства».


Аукционный дом Christie"s представит 12 мая на торгах в Нью-Йорке скульптурную композицию Родена «Граждане Кале» . Художественная модель, получившая воплощение в 1895 году, была отлита в бронзе в 1935-1945 годах. Эстимейт - $2,000,000-$3,000,000. Скульптура была заказана Родену в 1884 году в память о героическом жертвенном подвиге жителей французской крепости Кале во время Столетней войны. Шесть самых знатных граждан города вышли из осажденного города, чтобы отдать жизни во имя его спасения. Скульптор так объяснял художественный замысел скульптурной композиции:

«Я не объединял их вместе в триумфальном апофеозе, ибо такое прославление подвига ни в коей мере не соответствовало бы действительности. Наоборот, я натянул их струнами одного за другим, в неведении исхода с борьбой внутри между преданностью своему городу и страхом смерти, как если бы каждый из них стоял в одиночестве перед совестью. Они все еще пытаются понять, найдут ли в себе силы принести высшую жертву. Их сердца призывают идти вперед, а ноги отказываются идти. Они с трудом тащат себя, сколь из-за слабости, вызванной голодом, столь и из-за страха исполнения. И на самом деле, если мне удалось показать, как тело, даже претерпевая жесточайшие страдания, все еще цепляется за жизнь, все еще властвуя над душой, влюбленной в храбрость, могу лишь поздравить себя за достойную благородной темы работу».

Творчество Франсуа Огюста Рене Родена (François-Auguste-René Rodin) по праву считается одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.

Его могучий талант оказал заметное влияние на многие поколения скульпторов. Многие искусствоведы изучали его сложный творческий путь, полный смелых поисков и дерзаний. Будучи фанатичным поклонником живого тела, Роден досконально изучил человеческую анатомию.

Ему выпала честь внести свежую струю в искусство пластики, разрушив застывшие академические традиции. Роден считается одним из основоположников современной скульптуры.

Детство и молодость

Дата рождения великого скульптора Огюста Родена – 12 ноября 1840 года. Он происходит из семьи мелкого парижского служащего, где кроме него была ещё и старшая дочь Мари. Мать Огюста работала обычной горничной. С раннего детства он проявлял склонность к рисованию. Позже он вспоминал, что всё время рисовал «углём на оберточной бумаге или мелом на мостовой».

Его семья была весьма далека от искусства и поэтому, когда мальчик захотел учиться рисованию, то встретил яростное сопротивление со стороны отца. Юному Огюсту удалось настоять на своём, во многом благодаря поддержке старшей сестры, и он всё-таки поступил в бесплатную школу рисования (École Gratuite de Dessin), в которой проучился три года с 1854 по 1857 годы.

Его первый учитель Орас Лекок де Буободран применял методику рисования, направленную на развитие зрительной памяти художника – надо было запомнить модель, изучая её в течение нескольких минут, а затем по памяти воспроизвести её. Благодаря этим упражнениям Огюст научился быстро схватывать главное в натуре, моментально разглядеть самую суть образа, запоминая все детали.

Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры. Он был частым гостем и в Ботаническом саду, где по совету известного скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари, курсы которого он посещал в Музее естественной истории, любил часами рисовать животных. Постоянно посещая выставки импрессионистов, он подружился со многими из них. Всё это сыграло заметную роль в формировании его стиля.

После окончания бесплатной школы Огюст трижды безуспешно пытался продолжить обучение в Школе изящных искусств. и ему пришлось зарабатывать на жизнь, работая декоратором. Когда Огюсту исполнилось 21 год, ему пришлось взять на себя обеспечение всей семьи – отец уже не работал и получал мизерную пенсию.

Горячо любимая сестра Мари, на два года старше его, ушла в монастырь, где вскоре скоропостижно умерла. Её смерть настолько потрясла Огюста, что он прекратил заниматься скульптурой и вообще решил уйти в монастырь. Пьер Эймар, к которому он попал послушником, уговорил его вернуться к мирской жизни и продолжать развивать свой талант. Позже благодарный Огюст Роден обессмертил священника, создав его бюст в 1863 году.

После возвращения из монастыря Роден долгое время выполнял работу оформителя и помощника в мастерской Альбера Каррье-Беллёза. Большая часть его работ того периода не сохранилась или не подлежит идентификации, так как он тогда в основном не подписывал свои работы. Авторство значительной части работ, выполненных Роденом в то время, принадлежит Альберу Каррье-Беллёзу. До наших дней сохранилось здание театра Гобен в Париже, фасад которого оформлял великий Роден. Сейчас там располагается кинотеатр.

Когда ему было 24 года он взял к себе в натурщицы молодую симпатичную деревенскую девушку Розу Бёре, работавшую швеёй. Именно с Розы он создал свои бюсты «Девушка в шляпе с цветами» (1865-1870) и «Миньон» (1870). Она же позировала ему и для скульптуры «Вакханка», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Несмотря на непростые взаимоотношения, Роза оставалась с Огюстом до конца его жизни и даже родила ему сына, которого назвала в его честь Огюстом. Но будучи рождённым не в браке, ребёнок получил фамилию матери.

Годы становления

Вскоре после встречи с Розой, Роден приспособил под мастерскую конюшню, сняв её за 120 франков в год. От холода и сырости в этой «мастерской» погибло много творений великого мастера. Особенно жаль было Родену его скульптуру «Юность», про которую он как-то сказал, что он «никогда не создавал ничего лучше её».

Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью. К сожалению, из-за холода в совсем не отапливаемом помещении конюшни это творение Родена треснуло. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Некрасивое лицо, сплошь усеянное густой паутиной морщин и испещрённое шрамами, совсем не вписывалось в академические представления о человеческой красоте, и работа Родена была отвергнута.

К сожалению, от работ того периода сохранилось совсем немного: бюст отца Родена и маска «Человека со сломанным носом».

В 1870 году с началом франко-прусская войны Родена призвали в действующую армию, но из-за слабого зрения был практически сразу комиссован.

Его патрон Каррье-Беллёз пригласил Огюста с собой в Бельгию, куда он выехал выполнять заказ по оформлению здания брюссельской Биржи. Здесь Роден получил несколько частных заказов. После работы над заказом биржи, он создавал небольшие статуэтки, которые Каррье-Беллёз продавал под своим именем. Однажды, когда Роден попытался подписать работу своим именем и продать в обход патрону, тот узнал об этом и тут же уволил его.

Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину. Работа была не закончена и её передали известному бельгийскому скульптору Антуану-Жозефу ван Расбургу, который вновь пригласил Родена. Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем. Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции. Но поскольку большинство клиентов находились в Бельгии, скульптуры в основном продавались в Брюсселе. Есть вероятность того, что многие работы, подписанные Ван Расбургом, всё же принадлежат Родену, но доказательства не сохранились.

Тем не менее, Родену удалось неплохо зарабатывать в Бельгии, и он перевёз сюда Розу. Роден отлил своего «Человека со сломанным носом» в мраморе и вновь предложил его Парижскому Салону, который всё-таки принял работу.

Кроме здания биржи к самым замечательным работам бельгийского периода относятся Дворец Академии и фонтан в Антверпене.

Много и усердно трудясь здесь, Роден накопил достаточную сумму, чтобы в 1876 году совершить путешествие в Италию, о которой давно мечтал. Ему хотелось поближе познакомиться с работами великих итальянских скульпторов эпохи Возрождения. На Родена, как позднее он сам признавался, оказало огромное влияние творчество Микеланджело.

Именно под впечатлением работ величайшего мастера, вернувшись на родину через полтора года, Роден изваялл свою знаменитую скульптуру «Бронзовый век». Гипсовая скульптура впервые была выставлена в Бельгии в 1877 году, он назвал её «Побеждённый». В руке солдата было копьё. Через год скульптор предложил скульптуру Парижскому Салону, предварительно слегка подправив её. Скульптура была представлена уже без копья и по идее автора должна была символизировать пробуждение человечества.

Выставленная в Салоне скульптура вызвала настоящую бурю возмущения критиков, его обвинили в том, что он использовал муляж, и что это не что иное, как слепок с натурщика. На защиту Родена встала целая группа художников, которые обратились за помощью к министру изящных искусств, и только его вмешательство положило конец злобным нападкам.

Финансовое положение Огюста всё ещё было неустойчивым и ему приходилось ради заработка выполнять заказы фарфорового завода в Севре, где с 1875 года директором был назначен Каррье-Беллёз. И хотя Родену хотелось работать над монументальными произведениями, всё же эта работа приносила стабильный заработок, и в знак благодарности Роден подарил Каррье-Беллёзу его бюст. Сотрудничество с заводом продолжалось до 1882 года.

Когда в 1879 году был объявлен конкурс на лучший памятник солдатам, погибшим во франко-прусской войне, защищая Париж, Роден представил композицию «Призыв к оружию», выполненную в аллегорической форме крылатую женскую фигуру. Но жюри не оценило работу мастера, и она даже не вошла в список претендентов конкурса. Уже после смерти Родена скульптура была отлита в бронзе и установлена в Вердене, как символ противоборства народа Франции против германских агрессоров.

Роден безуспешно принимал участие во многих других конкурсах на изготовление памятников известным французским деятелям. Удалось ему получить заказ только на памятник французскому философу Жану Лерону д’Аламберу, установленный в парижской ратуше.

Первое официальное признание во Франции Роден получи уже в сорок лет, когда по рекомендации премьер-министра Гамбетте, министерство изящных искусств приобрело его «Иоанна Крестителя».

Личная жизнь

На протяжении всей жизни Родена сопровождала преданная уме Роза Бёре, с которой у него был совместный сын.

В 1885 году он встретил девятнадцатилетнюю дочь писателя Поля Клоделя Камиллу, мечтавшую о карьере скульптора, которая вскоре стала его помощницей и моделью. Несмотря то, что он всё ещё жил с Розой и значительную разницу в возрасте, Камилла стала его возлюбленной. Их отношения продолжались вплоть до 1898 года, когда она, не захотев смириться с ролью «протеже Родена», ушла от него. За годы совместной работы с Камиллой Роден создал многочисленные работы, среди которых особенно выделяется «Поцелуй».

В старости скульптор менял одну за другой любовниц, среди которых была британская художница Гвен Джон. Многие его романы были непродолжительными, за исключением связи с маркизой де Шуазель, которая длилась почти восемь лет.

Последние годы Роден провёл в окружении многочисленных любовниц, занимавшихся расхищением его коллекций.

Со своей постоянной спутницей Розой Бёре Роден оформил законный брак в 1916 году, за год до своей смерти. Меньше, чем через месяц после свадьбы Роза.

Основные работы французского скульптора Огюста Родена

В 1880 году правительство поручило Родену оформить центральный вход в строящийся Музей декоративного искусства в Париже. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её «Вратами ада», которые стали величайшим творением Родена.

В процессе работы над семиметровыми «Вратами ада» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями. Это «Мимолётная ночь», упоминавшийся выше «Поцелуй», «Адам» и «Ева». Самая знаменитая скульптура Огюста Родена – «Мыслитель» также создавалось для этой композиции. Первоначально он задумывался как портрет автора «Божественной комедии» Данте, которая вдохновила Родена на создание портала «Врата ада».

Практически одновременно с «Вратами ада» Родену заказали памятник, увековечивающий подвиг жителей Кале во время Столетней войны 1347 года, когда шестеро уважаемых граждан Кале ради спасения всего города согласились пойти а смерть. Над скульптурой «Граждане Кале» Роден работал с 1884 по 1888 годы. В своём необычайно реалистичном памятнике Родену удалось тонко раскрыть чувства и переживания каждого персонажа композиции.

Однако мэрии Кале, которая и была заказчиком скульптуры, его работа показалась несколько необычной, и она отказалась от неё. Работа была отлита в бронзе только спустя семь лет и установлена в Кале. До этого она выставлялась на выставке 1889 года и сразу стала знаменитой.

Последние годы скульптора

В 1895 году Роден купил себе поместье в Мёдоне под Парижем. Здесь он устроил свою мастерскую, куда сначала привёз значительную часть своих работ. Достаточное устойчивое финансовое положение скульптора позволило ему заняться коллекционированием художественных предметов.

Признанный величайшим скульптором Роден получил на Всемирной выставке 1890 года целый павильон, где были выставлены 136 его творений и 14 незаконченных работ. Здесь впервые были выставлены «Врата ада». Во время этой выставки многие музеи мира приобрели его работы. Скульптору удалось заработать на этом значительную сумму – приблизительно 200 000 франков.

Его зрелые работы включают превосходные рисунки и графику, которые позднее были выпущены в 125-ном альбоме.

В 1890-х годах Роден выполнял огромное количество частных заказов от влиятельных людей.

В 1916 году великий скульптор составил завещание, по которому всё его наследие передавалось в дар государству. В ноябре 1917 года после непродолжительной болезни Роден умер от воспаления лёгких. Похоронен Огюст Роден в своём поместье Вилла Брийан в Мёдоне, на надгробии установлен «Мыслитель».


Фильм о творчестве Родена (1840-1917)

Скульптура французского мастера Огюста Родена «Вечная весна» на аукционе Sotheby"s ‏ушла с молотка за рекордную сумму 20,4 миллиона долларов.

Скульптура "Вечная весна" Огюста Родена (1840 - 1917) продана в понедельник на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке за рекордно высокую цену - $20,4 млн.

Об этом сообщает сайт британского аукционного дома.

Эксперты оценивали работу максимум в $12 млн.

Прежний рекорд для шедевров Родена был установлен в феврале текущего года в Лондоне. Обнаженная фигура "Ирис - посланница богов", находившаяся в свое время в коллекции актера , ушла с молотка за $16,7 млн.

В целом высоким спросом традиционно пользовались произведения . Три его полотна вошли в десятку самых ценных лотов, в том числе пейзаж "Отлив в Петит-Даль", который ушел с молотка за $9 млн, вдвое выше прогнозов торгового дома.

Она изображает бога западного ветра Зефира, с крыльями бабочки. Левой рукой он опирается о ствол дерева, а правой - обнимает обнаженную богиню цветов Флору, которая стоит перед ним на коленях.

"Вечная весна" почти точно иллюстрирует фрагмент поэмы, в котором нимфа Хлорида, ставшая впоследствии богиней цветов Флорой, рассказывает о том, как ее похитил бог западного ветра Зефир:

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня.
Право девиц похищать Борей ему дал: он и сам ведь
Дочь Эрехтея увлек прямо из дома отца.
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных:
Нежит его ветерок, ласково воды журчат.
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: "Навсегда будь ты богиней цветов!"
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу.

Основной вариант "Вечной весны" Роден исполнил в мраморе в 1884 году. Эта работа должна была стать частью архитектурного ансамбля на дверях Музея декоративного искусства, который предполагалось построить на набережной д"Орсе. Но при жизни скульптора задуманное так и не удалось осуществить в жизнь.

Поделиться: